Инвестиции
Отключить рекламу
Темная тема
РБК Comfort
Рубрики
Другие проекты

Последние новости

Акции «Транснефти» упали на 10% после решения комитета Думы по налогу
·
Новости
CNY 13,82
+0,35%
21 нояб. 2024 г.
21 нояб. 2024 г.
21 нояб. 2024 г.
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
·
Новости
0

Частные инвесторы подали коллективный иск к ГТЛК и НРД почти на $500 тыс.

Сумма исковых требований по основному долгу и за незаконное пользование чужими денежными средствами будет увеличиваться с каждым новым присоединившимся к коллективному обращению. Компания не платит по долгам с 2022 года
Частные инвесторы подали коллективный иск к ГТЛК и НРД почти на $500 тыс.
(Фото: Леонид Фаерберг / Transport Photo Images / Global Look Press)

Арбитражный суд города Москвы принял к производству коллективный иск инвесторов, требующих взыскать с Государственной транспортно-лизинговой компании (ГТЛК) и Национального расчетного депозитария (НРД) задолженность по обязательствам, связанным с еврооблигациями, и «проценты за незаконное пользование чужими денежными средствами». В качестве третьих лиц привлечены к ответу «дочка» ГТЛК — GTLK Europe DAC и ее «внучка» — GTLK Europe Capital DAC, зарегистрированные в Ирландии.

«РБК Инвестиции» ознакомились с коллективным иском. Согласно документу, сумма требований, которую истцы просят взыскать с ГТЛК И НРД, на данный момент составляет $472,9 тыс. по основному долгу и ₽1,36 млн «процентов за незаконное пользование чужими денежными средствами, по дату исполнения решения суда», как сказано в тексте иска (есть у «РБК Инвестиций»).

Сумма требований будет постепенно увеличиваться, высказал уверенность в разговоре с «РБК Инвестициями» представитель инициативной группы инвесторов юрист a.t.Legal Вадим Резниченко.

«По мере присоединения к иску новых физических и юридических лиц сумма требований будет пропорционально увеличиваться, так как каждый из них будет указывать свою сумму требований. Соответственно, мы будем уточнять исковые требования на эту сумму, поддерживать их в суде, просить их включить в общий состав. Сумма за пользование чужими денежными средствами тоже будет постепенно увеличиваться пропорционально количеству просроченных дней и сумме основного долга», — пояснил юрист.

ГТЛК решит проблемы с выплатами по еврооблигациям в течение 2023 года
Евробонды,
ГТЛК решит проблемы с выплатами по еврооблигациям в течение 2023 года

GTLK Europe DAC создана в Ирландии в 2012 году, в том числе под запросы «Аэрофлота», но находила и европейских клиентов. Еще один крупный лизингополучатель GTLK Europe — Qatar Airways. На начало 2022 года портфель компании составлял около $4 млрд. Чистая прибыль GTLK Europe в 2021 году составила $25 млн, операционная прибыль — $44,7 млн, выручка — $360 млн.

Международный лизинг авиационного и водного транспорта ГТЛК осуществляет через зарубежную платформу GTLK Global Business, которая была создана как группа дочерних компаний АО «ГТЛК». В частности, в зарубежную платформу GTLK Global Business входили GTLK Europe DAC (Ирландия), GTLK Asia Limited (Гонконг), GTLK Middle East (ОАЭ).

В собственности зарубежных структур 74 самолета, 37 из них находятся в России и продолжают эксплуатироваться российскими авиакомпаниями. 37 самолетов — за рубежом, они «частично заблокированы» и физически находятся в Европе.

Всего на текущий момент требования предъявляют 28 лиц: 27 частных инвесторов и одно юридическое лицо (ООО «Солид-НК»). Из них у самого крупного держателя — 5 тыс. евробондов ГТЛК, у самого мелкого — одна бумага. Среди них могут быть и неквалифицированные инвесторы, так как данные облигации, за исключением одного выпуска с погашением в 2029 году, свободно распространялись на Московской бирже без ограничений на приобретение, связанных со статусом квалинвестора.

Исковое заявление подано в защиту прав и интересов группы владельцев (держателей) еврооблигаций, которые с 2022 года не получают от заемщика купонные выплаты по шести выпускам бондов:

  • XS1577961516;
  • XS1713473608;
  • XS2010044381;
  • XS2010027451;
  • XS2249778247;
  • XS2131995958.

Совокупный объем размещения группы компаний ГТЛК по шести выпускам еврооблигаций соcтавляет $3,25 млрд, по данным Cbonds.

Кроме того, сумма требований может кратно вырасти в связи с тем, что эмитент облигаций проходит процедуру ликвидации. «Мы не исключаем возможности либо подачи нового иска, либо уточнения вот этого иска в части требования о погашении облигаций, потому что в принципе дефолт допущен, эмитент банкротится в Ирландии, соответственно, владельцы облигаций в соответствии с эмиссионной документацией имеют право досрочного погашения всех евробондов. Юридические основания для этого уже есть», — считает Вадим Резниченко.

Высокий суд Ирландии 31 мая 2023 года принял решение о начале процедур ликвидации GTLK Europe DAC и GTLK Capital DAC в связи с тем, что у компании отсутствуют перспективы восстановления деятельности и шансов вернуть кредиторам почти $1,6 млрд. В связи с этой информацией Московская биржа со 2 июня приостановила торги еврооблигациями по пяти выпускам. В материнской компании — ГТЛК — сообщили, что ликвидация дочерних зарубежных компаний не оказывает существенного влияния на финансовую стабильность компании.

Платежи по евробондам ГТЛК не совершаются с февраля 2022 года, облигации не обслуживаются. «Эмитентом всех шести выпусков является ирландская GTLK Europe Capital DAC (эта компания не ведет деятельность, а является SPV), гарантами являются российская АО «ГТЛК» (владельцем компании является Российская Федерация) и ее дочерняя компания ирландская GTLK Europe DAC, которая вела лизинговую деятельность на Западе. GTLK Europe DAC в свою очередь владеет более чем 50 дочерними компаниями, которые созданы для структурирования конкретных сделок, часть из которых обременены залогами в пользу третьих лиц, участвовавших в финансировании сделок», — пояснили в Ассоциации владельцев облигаций.

SPV — это компания специального назначения, которая создается преимущественно для реализации определенного проекта.

Ранее с индивидуальными претензиями к ГТЛК уже выступили держатели европейских бондов. УК «Первая» подала иск на ₽3,15 млрд, а «Росгосстрах Жизнь» и НС Банк потребовали ₽6,4 млн и чуть менее ₽18 млн соответственно.

Из-за санкций трудности с проведением платежей по еврооблигациям испытывают все российские компании, выпускавшие такие бумаги. При этом для них установлена обязанность исполнять обязательства перед российскими инвесторами. В качестве способов исполнения обязательств компаниям предложили выпустить замещающие облигации (указ президента № 430) или делать выплаты в рублях на обособленные счета Д (указ президента № 529). Отдельным указом президента установлен срок обязательного размещения замещающих еврооблигаций — до 1 января 2024 года.

В указе № 430 говорится об обязанности компаний по исполнению обязательств перед российскими держателями ее евробондов и о том, что эти обязательства могут быть исполнены посредством выпуска аналогичных бумаг (с таким же размером купона и сроком погашения, что у еврооблигаций) в российском периметре.

Представители ГТЛК ранее отмечали, что указ президента № 430 не предусматривает их случай. Но в середине апреля первый заместитель генерального директора ГТЛК Михаил Кадочников заявил «РБК Инвестициям», что компания намерена решить проблемы с выплатами по еврооблигациям в течение 2023 года. Причем он не исключил помощи государства в этом вопросе.

По выпуску GTLK-24 (XS1577961516) компания сообщила, что готовится выплатить купон. «Согласно уставу компании, выплаты по всем выпускам еврооблигаций группы ГТЛК требуют положительного решения органов корпоративного управления компании. После получения положительного решения выплаты могут быть осуществлены в порядке, установленном советом директоров ЦБ РФ. Списки держателей еврооблигаций по состоянию на 30 мая 2023 года ГТЛК уже запросила в Национальном расчетном депозитарии (НРД)», — отмечается в сообщении.

Также в тематическом телеграм-канале компания сообщила, что направила в Банк России запрос для уточнения порядка осуществления выплат по накопленным долгам по еврооблигациям.

(Фото: Максим Блинов / РИА Новости)

Единственный акционер ГТЛК — Российская Федерация в лице Министерства транспорта Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации.

Поделиться

Материалы к статье

Ольга Копытина
Ольга Копытина

Виджеты

Мой портфель

Вы недавно смотрели

Котировки

RUCBTRNS
00:00
144,74
-0,03%