«Тинькофф Инвестиции»: в России продолжится бум IPO в 2024 году
Руководитель управления по организации сделок на рынке капитала в «Тинькофф Инвестициях» Антон Мальков
На российском рынке акций в ближайшие годы ожидается появление новых бумаг. В марте директор департамента по работе с эмитентами Мосбиржи Наталья Логинова заявила, что только в этом году провести IPO на торговой площадке могут около десяти компаний. Пока на Мосбирже разместились три — Центр генетики и репродуктивной медицины Genetico, микрофинансовая организация CarMoney и группа компаний «Астра», которая объединяет нескольких разработчиков российского программного обеспечения. Кроме того, с 25 октября идет сбор поручений на покупку акций Henderson, которые 2 ноября начнут торговаться.
Руководитель управления по организации сделок на рынке капитала в «Тинькофф Инвестициях» Антон Мальков рассказал «РБК Инвестициям», каким будет рынок IPO и ждать ли российскому инвестору новых звезд с аномальным ростом бизнеса.
— Сколько вы ожидаете IPO до конца года и по прогнозу на 2024 год?
— За последние полтора года более 30 компаний проявляли интерес к публичному рынку с планами выхода на него на горизонте трех лет. Знаем о планах по IPO семи компаний до конца 2023 года, включая Henderson.
Нас уже накрыла волна IPO, в начале следующего года будет продолжение — большое число кандидатов стремится выйти на рынок в январе — марте 2024 года. На второе полугодие 2024 года пока буквально несколько компаний, которые говорили, что думают в сторону публичности.
Есть кандидаты, которые рассматривают IPO в 2025 году, но такие планы — это, скорее, заявление о намерениях и обсуждение того, что эмитент может сделать полезного уже сейчас для будущего выхода на рынок.
— Насколько активно в «Тинькофф Инвестиции» приходят эмитенты?
— Интерес будущих эмитентов в нашем участии понятен — в «Тинькофф Инвестициях» сосредоточено две трети активных клиентов рынка. Мы — лидеры по обороту на акциях на Московской бирже с объемом операций ₽1,5–2 трлн в месяц. И, самое главное, тщательно изучили розничных инвесторов, умеем с ними работать и знаем, как с ними коммуницировать.
Что касается взаимодействия с эмитентами, есть два формата нашего участия в IPO-сделках — активный и пассивный. Если эмитент хочет, чтобы мы продвигали их в формате активного маркетинга, а мы, в свою очередь, изучили бизнес компании, верим в бизнес-кейс и готовы предлагать его своим клиентам в таком формате, то публикуем аналитический обзор и используем всю линейку коммуникационных инструментов для продвижения сделки, включая мотивировку сейлзов. То есть наше участие — это уже знак качества сделки. И по статистике в среднем половину всех размещений, где мы участвуем с активным маркетингом, занимают клиенты «Тинькофф».
К примеру, активно маркетировалась «Астра», сейчас маркетируется Henderson. Но некоторые из готовящихся на рынке сделок будут по разным причинам продвигаться в формате пассивного маркетирования.
— Каким, по вашему мнению, будет средний чек будущих сделок? Снизится или, наоборот, вырастет?
— Крупными сделками были Positive Technologies и Whoosh по ₽1 млрд и ₽2 млрд соответственно. В этом году с «Астрой» и Henderson пришли к ₽3 млрд. Дальше рынок IPO будет идти в сторону сделок по ₽5–10 млрд. Чем крупнее и интереснее компания, тем выше шансы, что и размер сделки будет больше, потому что деньги в системе есть. Плюс проснулись институциональные инвесторы.
Ожидаем, что этой осенью средний размер одной сделки IPO будет около ₽3 млрд. Но, оговорюсь, мы делаем вывод о среднем объеме первичного размещения эмитента, исходя из данных, которые у нас есть, в зависимости от формата, в котором мы участвуем в IPO. Если мы глубоко погружены в процесс, то знаем, какие объемы планируется привлечь. Если же маркетируем эмитента в пассивном формате, то выступаем, скорее, как некий сервис для наших клиентов, которые хотят участвовать в сделке через нашу инфраструктуру, потому что им это удобно. В таком случае мы досконально не оцениваем размеры сделки и другие ее параметры.
— Вы говорили, что большая часть будущих эмитентов — это компании, занимающиеся импортозамещением. Продолжается ли этот тренд? Какие компании уже готовы к IPO — из каких конкретно сфер, сегментов? Во сколько оцениваются компании?
— На рынок сейчас стремится много компаний. В основном это компании с капитализацией от ₽20 млрд до ₽50 млрд. Большая часть из них — IT-компании, которые работают в области импортозамещения и демонстрируют впечатляющие темпы роста. Несколько таких компаний могут выйти на рынок до весны 2024 года.
Импортозамещение есть не только в IT, но и в других сферах. Тот же самый Henderson: зарубежные бренды ушли, ниша освободилась, ее можно занимать и расти более высокими темпами, особенно, если ты замещаешь импорт качественной продукцией.
— Важно ли для «Тинькофф», чтобы импортозамещение было реальным, или вы рассматриваете исключительно финансовые перспективы?
— Конечно, важно. Именно поэтому мы не всегда доходим до активного маркетирования компании. Мы делаем due diligence и относимся к этому очень серьезно: «залезаем под капот» компании, долго ковыряемся и оцениваем, как она выглядит сейчас и как будет двигаться дальше. Для нас важно, чтобы этот бизнес был хорош не только в моменте, но и дальше продолжал создавать акционерную стоимость. Только при таком сочетании факторов мы готовы активно продвигать компании клиентам. Если мы видим какие-то сложности или у нас есть конфликт интересов с конкурирующей сделкой, то компания может рассчитывать только на пассивный маркетинг.
Due Diligence («дью дилидженс») — комплексная оценка объекта инвестирования: инвестиционных рисков, деятельности компании, финансового состояния и положения на рынке.
— Есть ли разница между компаниями, которые размещаются на бирже с помощью андеррайтеров, и теми, которые проводят прямой листинг?
— На рынке есть расхожее мнение, что прямой листинг дает тот же самый результат и при этом стоит три копейки. Это неправда. Если компании, планирующие прямой листинг, дойдут до Positive Technologies и CarMoney и спросят напрямую, как оно было и почем им обошлось прямое размещение, то выяснят, что это не самое дешевое мероприятие.
По большому счету, в любом случае нужен банк-партнер, который будет брокером по выставлению лесенки в рынок. Эту лесенку на продажу предстоит согласовать с биржей. Если нет банков, которые рассказывают про тебя и активно собирают спрос со стороны инвесторов, то нужно все равно каким-то образом обеспечить интерес к своей бумаге после ее включения в каталог. Соответственно, нужна маркетинговая кампания со всем отсюда вытекающим в плане затрат. Просто потенциальные эмитенты экстраполируют кейсы включения в каталог с низкими затратами на банки по всего двум компаниям. Но и там, и там были для этого причины. Это не значит, что такой праздник жизни будет продолжаться вечно. Поэтому многим интересующимся прямым листингом про это не стоит забывать.
— Изменился ли подход к размещениям с учетом того, что рынок во многом управляется «физиками»? Приходится ли эмитентам больше стараться или, наоборот, физических лиц легче уговорить?
— Те, кто покупают акции на IPO, — это, как правило, вдумчивые люди, которые задают правильные вопросы. Просто у них, в отличие от институциональных инвесторов, нет толпы аналитиков и портфельных управляющих.
Институциональная часть инвесторов возвращается, но она все равно очень узкая. Основной покупатель сейчас — розничный инвестор.
Это сказалось, конечно, на объемах, которые можно привлечь на рынке, но не на ответственности, в некотором смысле социальной, которую брокер несет перед своими клиентами за организуемую сделку. Мы не можем к этому делу подходить спустя рукава: если компания пытается «срезать углы» или у нее отличается от нашего представление об оценке, а мы с ней не согласны, то не будем активно продвигать планируемое IPO.
— Какие институционалы возвращаются? Есть ли интерес иностранных крупных инвесторов к российскому рынку?
— Мы видим интерес и реальное участие российских институционалов, хотя их круг и узок. Это очень здорово. Есть один арабский фонд, который был активен до февраля 2022 года. Пока не покупает, но присматривается.
— А те компании, которые идут на IPO, как будут расти? Пора ли инвесторам умерить аппетиты и не ждать от них стремительного роста?
— В стандартной ситуации на рынок IPO приходят уже зрелые компании, которые показывают более умеренные темпы роста. Но сейчас парадигма поменялась: на рынке IPO есть и такие компании, и компании, демонстрирующие очень высокие темпы роста. Ожидаем, что данный расклад в ближайшие несколько лет сохранится.
Материалы к статье