Профессор РЭШ дал совет россиянам на случай стагнации в экономике
Стагнация — это застой, то есть состояние в экономике, когда буквального уменьшения производства и торговли нет, но при этом нет и роста. Явление это считается негативным, потому что для любой сложной системы замирание в долгосрочной перспективе приносит больше минусов, чем плюсов.
Проблема стагнации не в самом состоянии, а в последствиях — как правило, экономика циклична, замирание возникает после роста и означает, что скоро наступит кризис. Причем чем дольше будет тянуться стагнация, тем сильнее это падение ударит по экономической системе.
Термин ввел в обиход в конце 1930-х годов американский экономист Элвин Хансен, объясняя «вековой застой» в США. По мнению ученого, тогда экономика страны исчерпала возможности самостоятельного роста и нужно было резко увеличить дефицит бюджета, повысив расходы государства.
Типичный пример — застой в Западной Европе в 1970-х и 1980-х годах. Этот период еще называют «евросклерозом» — термин популяризировал немецкий экономист Герберт Гирш в одноименной статье 1985 года. Тогда стагнация возникла в результате чрезмерного регулирования экономики, которое в результате привело к росту безработицы — с 5,5% в 1978-м до 11,5% в 1985 году.
В Советском Союзе вместо термина «стагнация» начали использовать понятие «застой» — именно так ситуацию в стране с середины 1960-х годов до второй половины 1980-х назвал Михаил Горбачев в докладе ЦК на XXVII съезде КПСС. Тогда в СССР отмечалось устойчивое снижение темпов экономического роста и производительности труда.
Заметить стагнацию экономики можно по нескольким признакам:
Профессор Российской экономической школы (РЭШ) Валерий Черноокий отмечает, что, в отличие от рецессии, понятие стагнации менее строгое, у экономистов нет четкой верхней границы или срока, которые бы позволяли явно определить, находится ли экономика на стадии застоя. «Обычно стагнация отражает ситуацию, когда экономика в течение нескольких лет и даже десятилетий растет ниже своего потенциала или когда серьезно замедляются сами темпы роста потенциального ВВП. Но у разных стран этот потенциал может сильно различаться», — говорит Черноокий. По его словам, для развитых экономик, таких как США, потенциальные темпы роста подушевого ВВП не превышают 2% и стагнация может означать нулевой или около 1% и ниже экономический рост. Для бедных развивающихся стран с быстрым ростом населения даже устойчивый рост ВВП в 3% может свидетельствовать о том, что экономика находится на стадии застоя, приводит цифры эксперт.
Хорошая новость — после стагнации и кризиса, то есть рецессии, обычно следует этап резкого роста.
Экономические циклы на примере индекса физического объема ВВП России. В 2011 и 2012 годах была зафиксирована стагнация — ВВП был на уровнях 4,3% и 4,0% соответственно. В 2013 году стагнация перешла в рецессию
Какой-то универсальной причины для стагнации в экономике нет, обычно это совокупность экономических, политических, демографических и технологических факторов, утверждает Валерий Черноокий. Он перечислил наиболее важные:
Кроме того, на замедление роста экономики напрямую влияет низкий рост производительности труда, а сейчас это прямо связано с замедлением технического прогресса. Нельзя исключать и влияние экономических шоков — так называют резкое изменение ситуации в экономике, которое невозможно спрогнозировать. Например, из-за проблем в логистической отрасли сокращаются поставки товаров, высвобождается много рабочей силы — и на время уменьшается рост экономики, а значит, возникает высокая вероятность стагнации.
Валерий Черноокий отмечает, что какой-то устойчивой классификации типов стагнации в экономической литературе нет — стагнацию могут вызывать множество факторов, и часто они работают во взаимосвязи. Иногда стагнацию делят на два вида в зависимости от ее продолжительности:
Другой вариант — классифицировать стагнацию в зависимости от причин ее появления:
Проблема стагнации не в том, что экономика перестает расти — в краткосрочной перспективе это может даже помочь рынку немного восстановиться после, например, экономического шока. Сложность в том, что спустя несколько лет такого замирания может возникнуть экономический кризис.
«Далеко не всегда, но стагнация может завершиться рецессией, переходом темпов роста ВВП в отрицательную зону. Иногда это происходит из-за усугубления проблем, вызвавших застой в экономике, иногда кризис происходит после болезненных реформ, направленных на решение этих проблем. Но затем, если реформы прошли успешно, экономика начинает устойчиво и быстро расти. Яркий пример — Польша, Чехия или Венгрия после экономических реформ.
Но иногда, наоборот, длительный застой может быть запущен финансовым или долговым кризисом, как это произошло в Японии в 1990-х или в Аргентине в 1980-х, дополняет Валерий Черноокий.
Если вы наблюдаете потенциальный риск стагнации, например постепенное падение или замирание показателя ВВП, есть смысл подготовиться. Советы по инвестированию везде одни и те же — стараться распределить капитал по разным активам. Это универсальное правило преодоления любого кризиса — постепенно каждая из отраслей будет расти, и если вложиться во все, то будет проще пережить потенциальную рецессию.
Когда стагнация уже явно проявляется, есть смысл сосредоточиться на отраслях, которые будут нужны людям во время любой рецессии, — например, вложиться в сектор товаров первой необходимости.
«Российская экономика демонстрирует признаки стагнации с 2013 года — темпы роста реального ВВП на душу населения в 2013–2023 годах не превышали 1%, это очень мало. Ускорение экономического роста, которое мы наблюдали в 2023 и в 2024 годах, вызвано во многом временными факторами: восстановлением после кризисного 2022 года, значительным бюджетным импульсом и оборонными расходами, а также структурной трансформацией экономики в связи с уходом многих иностранных компаний», — отмечает Валерий Черноокий.
По его мнению, хронические болезни российской экономики, связанные со значительной ролью государства в экономике, низкой производительностью и плохой демографией, никуда не делись. К ним добавились нехватка квалифицированной рабочей силы и санкционные ограничения на доступ к современным технологиям и оборудованию. «Поэтому возврат к устойчиво низким темпам роста в ближайшие годы — весьма вероятный сценарий», — заключил Черноокий.
Материалы к статье