Евгений Береснев — РБК: «Сейчас идеальное время для вкладчика»
Топ-менеджер ВТБ Береснев ожидает снижения ключевой ставки во втором полугодии
Евгений Береснев
Содержание:
- Как изменились инвестиционные предпочтения состоятельных инвесторов
- Аномалии долгового рынка и бум IPO
- Юань как главная валюта для диверсификации: какие инструменты интересны
- Прогноз по золоту
— Изменился ли как-то запрос состоятельных клиентов в контексте текущей экономической ситуации? На что направлен основной фокус таких инвесторов сейчас?
— Высокие ставки, безусловно, делают свое дело. Сейчас идеальное время для вкладчика, который предпочитает простые и понятные консервативные продукты, потому что они дают весьма привлекательную доходность. Тренд притока средств во вклады начался еще в прошлом году, когда Центральный Банк РФ начал повышать ключевую ставку. Мы, в свою очередь, даем привлекательные ставки по вкладам, поэтому основной поток розничных клиентов идет именно туда. Если говорить не только о сберегательных, но и об инвестиционных инструментах, то, конечно, на пике популярности фонды денежного рынка. ПИФы этого типа позволяют клиентам получать доход, близкий к ключевой ставке, почти без риска и сохранить ликвидность. Потому что из фондов денежного рынка можно в любой момент выйти частично или полностью без потери накопленной доходности.
Фонды денежного рынка — это ПИФы, которые инвестируют в краткосрочные активы с максимальной ликвидностью. Прибыль, получаемая фондом, способствует увеличению цены пая. Она равна рыночным процентам, которые по своему размеру приближены к показателю ключевой ставки. Вкладывая средства в покупку паев, инвесторы периодически получают доход от роста их стоимости. Доходность следует за ставкой денежного рынка RUSFAR (Russian Secured Funding Average Rate). Ее рассчитывает Мосбиржа по сделкам и заявкам на рынке РЕПО, на котором профессиональные участники рынка и их клиенты привлекают и размещают ликвидность, с центральным контрагентом — Национальным клиринговым центром. Стоимость чистых активов биржевых ПИФов денежного рынка на Московской бирже выросла за 2023 год в 15 раз.
— То есть активность инвесторов полностью восстановилась к уровням до 2022 года?
— Активность высокая. Шок и фрустрация, которые имели место в 2022 году, уже давно прошли. Инвесторы адаптировались и сформировали, реструктурировали, пересобрали свои портфели с учетом новых реалий.
— Многие инвесторы активно покупали облигации-флоатеры, особенно в начале цикла повышения ставок. Интересен ли еще этот инструмент и стоит ли сейчас обращать внимание на более длинные бумаги с постоянным купоном?
— Если мы говорим о клиентах состоятельного сегмента, клиентов Private Banking и «Привилегия», то начиная с осени прошлого года и до сих пор наблюдаем устойчивый спрос на облигации-флоатеры. ВТБ одним из первых на рынке в сентябре прошлого года вышел с подобным предложением — трехлетняя бумага с ежемесячным купоном, привязанным непосредственно к значению «ключа». В феврале этого года мы улучшили параметры: теперь это не просто купон, равный ключевой ставке, но и премия 0,25%. При этом мы совпадаем с рынком в прогнозах по ставке: вероятно, во втором полугодии нас ждет смягчение денежно-кредитной политики. В преддверии этого ждет и логичный переход в облигации с постоянным купоном. Но пока остается неопределенность, наш флоатер и другие облигации с плавающими купонами — это ликвидный и удобный вариант, чтобы оперативно реагировать на изменения.
— Вы не считаете, что ситуация на рынке сейчас выглядит несколько аномальной? Логично же, что при таких ожиданиях по ДКП стоит уже менять флоатеры на длинный купон, но этого пока не происходит массово. Почему?
— Хороший вопрос. Не знаю, насколько эту ситуацию можно считать аномалией, но она достаточно интересная. В теории, когда ключевая ставка находится на локальном максимуме и есть все основания предполагать, что вряд ли она повысится, весь рынок ожидает начало смягчения денежно-кредитной политики. Есть много дискуссий о том, пора ли уже покупать длинные облигации или пока стоит подождать. По всем законам облигационного рынка при смягчении ДКП облигации растут в цене, наиболее чувствительны к этому именно длинные облигации, и это хорошая возможность заработать дополнительный доход на консервативном инструменте. Мы ожидали еще в начале года, что начнется переток из фондов денежного рынка, из депозитов в долгосрочные облигации. Но на практике инвесторы пока не готовы брать на себя риск и выбирать длинные бонды, предпочитая либо фонды денежного рынка, либо как раз вклады, у которых сейчас максимально привлекательная доходность и гораздо меньше риска.
График индекса RGBI
— Раз уж речь зашла об аномалиях: российский рынок акций тоже продолжает расти вопреки высокой ставке. Что будет дальше? Стоит ли ждать какого-то масштабного ралли после смягчения ДКП и на кого из эмитентов точно стоит обратить внимание?
— На самом деле коррекция и даже существенная просадка по индексу Московской биржи на фоне ужесточения ДКП была, например, в декабре прошлого года, но ее, как видите, рынок уже достаточно успешно отыграл. Наш прогноз по рынку акций оптимистичен. Впереди нас ждет дивидендный сезон, что может стать заметным драйвером для роста. И клиенты это тоже понимают. Они сейчас активно покупают российские дивидендные акции.
— А фактор все новых и новых IPO насколько поддерживает рынок? И какие новые имена могут быть интересны инвесторам?
— Я бы сказал даже, что мы видим ажиотаж инвесторов, желающих участвовать в IPO. Во всех IPO, которые проходили с осени прошлого года, наши клиенты активно участвовали, и мы обеспечивали высокие объемы. Глобально же интерес к первичным размещениям, по моему мнению, в этом году будет не меньше. Но я убежден, что каждое новое размещение нужно рассматривать максимально критично. И не только саму компанию, но и сектор в целом. На наш взгляд, сейчас могут быть интересны IT-сектор, разработчики софта — в общем, все имена, которые связаны с импортозамещением в этой сфере и технологическим суверенитетом. Но каждый кейс в любом случае уникален.
— Давайте немного поговорим о страхах. Причем не только о страхах инвестора, но и любого человека, у которого есть сбережения. Главный, конечно, — это более серьезное ослабление рубля. Многие аналитики предрекают российской валюте локальные минимумы уже в апреле-мае. Какой прогноз у вас? И в случае неблагоприятного сценария как можно хеджировать риски?
— Существенного ослабления российской валюты мы все-таки не ждем. Волатильность мы допускаем. Однако иметь квазивалютные инструменты в портфеле все равно необходимо.
— Что это могут быть за инструменты?
— Наверное, самые простые инструменты, которые не требуют глубокой экспертизы, это золото как традиционный актив, который хеджирует риск девальвации рубля, замещающие облигации, юаневые продукты. Здесь очень важно соблюдать пропорции, чтобы избежать избыточной концентрации одного инструмента. Если говорить о более, скажем, сложной настройке хеджа, это, конечно, возможность хеджировать портфель с использованием производных инструментов. Самое популярное — фьючерсы на Мосбирже на валютные пары доллар-рубль либо евро-рубль, юань-рубль. Но здесь мы все-таки рекомендуем пользоваться услугой инвестиционного консультирования. Профессиональные консультанты могут предложить релевантные производные инструменты — рассчитать определенные параметры, посмотреть на все активы в портфеле, понять, какой уровень риска для вас приемлем, где та самая реперная точка, вокруг которой нужно произвести расчет. Самому это сделать сложнее.
— Если посмотреть на юань как на одну из немногих доступных и относительно безопасных альтернативных валют, то какой инструмент в юанях лучше для диверсификации?
— Первый вариант — юаневые облигации. Они пользуются спросом у клиентов, но, конечно, не таким высоким, как другие. Во многом потому, что выбор сильно ограничен. И доходность относительно невысокая. Простой пример: в сравнении с доходностью какого-то среднего портфеля юаневых облигаций юаневый вклад на аналогичный период, например в банке ВТБ, выглядит более выигрышно. У нас вклад под 5,05% годовых. И рядовому инвестору достаточно сложно объяснить, зачем ему портфель юаневых бумаг, хотя и, безусловно, с хорошими именами, когда вклад может дать пятую ставку. В ВТБ портфель юаневых вкладов уже превысил 14 млрд CNY. Мы планируем, что до конца года он увеличится еще в полтора раза.
— То есть, при прочих равных, юаневый вклад интереснее?
— Базовый принцип все-таки — это диверсификация. Вклад — инструмент сбережений, а если мы говорим именно об инвестициях, то все-таки нужно выбирать разные компании и их бумаги. Если говорить о юаневых бондах, то, чтобы рынок получил дальнейшее развитие, на нем должна быть еще большая конкуренция, должны появляться новые выпуски. Корпорации должны приходить на рынок юаневых размещений, это происходит, но не так активно, как хотелось бы. Инструментов не так много. И по некоторым именам, к сожалению, ликвидность тоже невысокая. Рынок только начал развиваться. И мы надеемся, что с каждым годом количество имен и ликвидность будут повышаться. От этого все выиграют.
— Еще один важный вопрос о юане. Он занимает все более значительную роль в финансовой системе России, но при этом все еще валюта развивающейся страны с регулируемым курсом. Есть какие-то риски для инвестора, связанные с юанем?
— Вместо двух твердых валют появилась одна альтернативная, да, мягкая, да, в определенном коридоре и регулируемая. В этом нет ничего плохого или хорошего, это просто факт, данность. И мы считаем, что это адекватный ответ для инвесторов на текущие вызовы. Была одна доминирующая валюта, она поменялась на другую. Но то, что она потеснила доллар и евро, это уже неотъемлемый факт и с этим сложно спорить. Об этом говорит и наша статистика: доля вклада в юанях в портфеле валютных депозитов сейчас превышает 35%, а к концу года может превысить 50%.
— Есть ли риск дефицита юаневой ликвидности, если популярность этой валюты будет продолжать расти?
— По ликвидности сама за себя говорит динамика ставки RUSFAR. Она отражает стоимость заимствований в юанях в России. Если вы посмотрите этот график с начала года, то действительно увидите всплески этой ставки. Особенно в конце февраля там были высокие значения. Но регулятор вышел как раз в марте с предложением увеличить объем валютных свопов в два раза (в два первых и два последних торговых рабочих дня каждого месяца). Тем самым системе добавили ликвидности. В целом видим, что действительно у банков высокий спрос на юани, что находит свое отражение в прайсинге ставок по депозитам. Что это означает? Что у банков явно есть запрос на фондирование в юанях, потому что у корпоративных клиентов растущий запрос на эту валюту для ведения экономической деятельности. На мой взгляд, это прямое отражение, что эта валюта становится популярной у хозяйствующих субъектов в России. Юаня в системе становится все больше, что позволяет предлагать клиентам более интересные продукты и ставки. Я уже упоминал линейку наших вкладов. Сейчас доходность может достигать 5,05% в зависимости от срока и условий. Это валютная доходность фактически без инфраструктурного риска.
— И не могу в завершение не спросить о золоте. Оно снова на исторических максимумах. Поэтому в инвестсообществе традиционный спор: надо покупать сейчас золото, не надо, есть ли у него дальнейший потенциал? Что вы думаете?
— Я полагаю, что тренд сильный и золото в этом году еще подрастет от текущих уровней. Не без коррекций каких-то локальных, безусловно. Но независимо от этого держать данный актив в портфеле нужно обязательно. Доля 5‒7% в общей структуре портфеля абсолютно логична для рационального инвестора. И даже при текущих уровнях цен на золото его нужно включить, если его еще нет. Добавлю, что это всего лишь мое мнение и не является официальной инвестиционной рекомендацией.
Материалы к статье