Частные инвесторы начали использовать новую схему при разморозке активов
Россияне начали использовать новую схему при разблокировке активов
В классической схеме разблокировки активов путем получения индивидуальной лицензии инвестору нужно иметь, как минимум, счет в европейском брокере, а в идеале — паспорт или ВНЖ одной из стран ЕС. Новый вариант этой схемы предполагает, что инвестор, имея только российское гражданство, может найти в Европе брокера и договориться с ним о продаже разблокированных в Euroclear бумаг без открытия счета. Об этом «РБК Инвестициям» рассказали санкционные юристы и подтвердил представитель одного европейского брокера. Однако такой сценарий работает только с брокерами, которые имеют статус контролируемой иностранной компании (КИК).
В чем суть новой схемы разблокировки без европейских документов и счета в ЕС
«Например, есть брокер на Кипре, который в российской налоговой заявлен как контролируемая иностранная компания (КИК). Этот брокер у российского частного инвестора выкупает заблокированные активы и даже денежные средства, как бы это абсурдно не звучало. Заключается договор между частным российским инвестором и этим брокером. Договор вступает в силу в момент получения бельгийской лицензии», — рассказал партнер BGP Litigation Сергей Гландин.
Юрист подчеркивает, что новшество этой схемы заключается в том, что таким образом на разблокировку активов подаются инвесторы, которые вообще никак не связаны с Европой — у них нет ни счета в ЕС, ни паспорта ЕС, ни ВНЖ. Еще одно преимущество, по его словам, в том, что не нужно обращаться за согласованием сделки в правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций, достаточно — сразу в Казначейство Бельгии с заключенным брокерским договором.
Заместитель директора юридического департамента инвестиционного банка «Синара» Елена Рязанова подтверждает существование такой схемы и добавляет, что важно, чтобы инвестор подал заявку на лицензию в регулятор ЕС не на перевод активов, а именно на их продажу.
«Как только лицензия выдается, брокер сам начинает процедуру по перестановке бумаг из Национального расчетного депозитария (НРД, входит в группу Мосбиржи) в другой депозитарий. Он направляет в Euroclear платежное поручение вместе с этой лицензией, и как только ему переставят заблокированные на субсчете в НРД деньги или бумаги, то у брокера возникает обязанность этому российскому частному инвестору выплатить цену», — объясняет Гландин.
В его практике есть один такой кейс, однако исхода по нему нет, так как инвестор теперь ожидает получения лицензии Управления по контролю за иностранными активами (OFAC) США. С недавних пор, после подпадания под санкции США, Euroclear помимо лицензии регулятора ЕС, стал дополнительно требовать лицензию американского регулятора.
Частный инвестор может быть клиентом российского подразделения соответствующего кипрского брокера, отмечает юрист практики санкционного права и комплаенса адвокатского бюро NSP Глеб Бойко. По его словам, такие брокеры сотрудничают с российскими адвокатскими фирмами, специализирующимися на разблокировке активов.
CEO европейского брокера Mind Money (бывшая «Церих») Юлия Хандошко добавляет, что российские инвесторы часто выходят на таких брокеров по рекомендациям юридических компаний, специализирующихся на разблокировке активов.
По словам Рязановой, российский депозитарий впоследствии не потребует от инвестора договор купли-продажи. «Как правило, в поручении достаточно указать просто реквизиты счета зачисления бумаг и реквизиты договора. Если не писать, что это договор купли-продажи, депозитарий вполне может решить, что это реквизиты брокерского договора с европейским брокером», — объясняет Рязанова, указывая на то, что дальше в России встает вопрос добросовестности инвестора как налогоплательщика, а именно заявит ли он эту сделку как доход.
Почему европейский брокер в новой схеме должен обязательно быть КИКом
Контролируемая иностранная компания (КИК) — это иностранная компания, которая частично принадлежит российскому налоговому резиденту (физическому или юридическому лицу). Доля прямого или косвенного участия российского лица в КИКе составляет более 25% или более 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами России, в этой организации составляет более 50%.
С точки зрения российского законодательства, если у брокера нет статуса КИК, то для заключения сделки с недружественным нерезидентом необходимо получить разрешение правкомиссии, обращает внимание Рязанова. Хандошко отмечает, что в случае, если выкупающая сторона не является КИКом в России, шанс того, что такая сделка будет согласована правкомиссией, равен нулю.
При этом в Европе статус КИКа брокера напрямую не влияет на разблокировку активов. Рязанова указывает, что для Казначейства Бельгии важно только то, чтобы бумаги выкупил резидент Евросоюза. Поэтому договор купли-продажи можно заключить не только с брокером, но и с другим физическим лицом с европейским ВНЖ или паспортом. Ей известно об одном подобном случае, который завершился успехом. «Это был гражданин Российской Федерации. У него не было иностранного паспорта и ВНЖ. Там отец подарил бумаги сыну», — говорит эксперт.
«РБК Инвестиции» направили запросы в пресс-службы Минфина и Банка России.
Указ президента № 81 от 1 марта 2022 года регламентирует получение разрешения правительственной комиссии для сделок, которые совершаются между резидентами России и недружественными нерезидентами.
Однако, согласно пункту 12 указа № 95, не являются недружественными лица, которые одновременно отвечают следующим требованиям:
- конечными бенефициарами являются российские юридические лица или физические лица, в том числе в случае, если этот контроль осуществляется через иностранные юридические лица;
- информация о таком контроле раскрыта российским налоговым органам в соответствии с законодательством России.
Насколько массова и эффективна новая схема разблокировки активов
Сейчас подавляющее большинство заявок на разблокировку активов проходит по стандартной схеме, когда у человека есть вид на жительство, а также банковский или брокерский счет в Европе. На такие кейсы приходится порядка 90% заявок, в то время, как по новой схеме заявки единичны, отмечает Гландин.
Бойко из NSP сообщил, что количество заявлений на продажу ценных бумаг на счета европейских компаний, которые раскрыты как КИК, составляет меньшинство от общего числа заявок. «В подобных ситуациях Казначейство Бельгии все равно предпочитает выдавать разрешение на перевод активов на счет заявителя, нежели продажу европейской компании», — объясняет он.
Более того, бельгийское Казначейство может не выдать разрешение, если доходы от продажи будут зачисляться на счет российского лица за пределами ЕС, добавляет Бойко. Юрист полагает, что новая схема разблокировки не такая эффективная, как прежние, по которым уже накопилась существенная практика решений Казначейства Бельгии.
Хандошко из Mind Money подчеркивает, что новый вариант разблокировки работает только для бельгийского депозитария Euroclear и Казначейства Бельгии. «С Clearstream такой путь не сработает, так как они выдают лицензии только на средства, полученные в результате погашения купонов, но не на ценные бумаги. Ситуация с OFAC пока остается под вопросом», — объясняет она.
По словам Хандошко, если Казначейство Бельгии приняло заявку и одобрило выкуп, то физический перевод бумаг происходит по двум сценариям: либо на счет покупающей стороны (при подаче поручения необходимо приложить уже подписанный заключенный договор купли-продажи с реквизитами покупающей стороны), либо на брокерский счет продавца, и уже внутри брокера происходит сделка. «Первый вариант более логичный, а также позволяет избежать обособления ценных бумаг, так как на момент купли-продажи актив уже принадлежит резиденту ЕС», — считает финансист.
Что касается цены выкупа, то бумага может быть приобретена брокером по биржевой цене с взиманием комиссии за осуществление этой услуги, рассказывает Хандошко. «В целом выкупающая сторона может установить любую цену выкупа, политика у каждой компании довольно индивидуальная», — подытоживает она.
Материалы к статье