Инвестиции
Отключить рекламу
Темная тема
РБК Comfort
Рубрики
Другие проекты

Последние новости

Брокер Совкомбанка назвал топ-3 российских акций при высокой ставке
·
Новости
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
Pro
Австралийских подростков выгоняют из интернета. Почему напуган бигтех
EUR 106,20
+1,05%
11 дек. 2024 г.
11 дек. 2024 г.
11 дек. 2024 г.
·
Академия
0

Что такое коэффициент текущей ликвидности и для чего его считать

Что такое коэффициент текущей ликвидности и для чего его считать

Текущая ликвидность показывает способность компании погасить краткосрочные обязательства с помощью имеющихся активов. Эксперты «СберИнвестиций» рассказали, как найти коэффициент текущей ликвидности с формулой и примерами
Что такое коэффициент текущей ликвидности и для чего его считать

Коэффициент текущей ликвидности — важный финансовый показатель, который инвесторы используют для анализа бизнеса компании

(Фото: Shutterstock)

Что такое коэффициент текущей ликвидности (КТЛ)

Коэффициент текущей ликвидности (КТЛ)  — это отношение оборотных активов компании к ее краткосрочным обязательствам.

Финансовый показатель помогает оценить устойчивость и платежеспособность бизнеса. Другими словами, дает понять, сможет компания расплатиться с кредиторами, если они потребуют исполнить обязательства, или нет.

С экономической точки зрения КТЛ говорит о том, достаточно ли у компании оборотных активов, чтобы справиться со всеми краткосрочными обязательствами.

Ликвидность акций: что это, как ее определить и зачем она нужна инвестору
Инвестиции,
Ликвидность акций: что это, как ее определить и зачем она нужна инвестору

Формула коэффициента текущей ликвидности

Рассчитать КТЛ несложно. Для этого нужна только отчетность компании. В ней можно найти все нужные данные. А сам документ обычно есть в открытом доступе — на сайте эмитента в разделе «Инвесторам».

Формула: КТЛ = оборотные активы / краткосрочные обязательства

Внутри двух показателей — бухгалтерские статьи.

Так, в краткосрочные обязательства входят:

  • кредиты и займы, которые нужно погасить в течение года;
  • обязательства перед поставщиками и подрядчиками;
  • обязательства по налогам и сборам;
  • доходы будущих периодов;
  • оценочные обязательства — например, резервы на оплату отпусков или гарантийные обязательства;
  • прочие краткосрочные обязательства, которые нужно погасить в течение года.

А внутри оборотных активов:

  • запасы — например, сырье, материалы или товары;
  • дебиторская задолженность — средства, которые задолжали компании и должны ей выплатить клиенты и партнеры;
  • денежные средства — деньги, которые хранятся на расчетных счетах;
  • финансовые вложения, инвестиции — например, депозиты или ценные бумаги;
  • НДС по приобретенным товарам и услугам — налог, который компания может вернуть из госбюджета;
  • прочие оборотные активы — например, авансы.

Пример расчета коэффициента текущей ликвидности

Всего оборотных активов — ₽517 млрд, а именно:

  • запасы — ₽175 млрд;
  • НДС — ₽1 млрд;
  • дебиторская задолженность — ₽309 млрд;
  • финансовые вложения — ₽7 млрд;
  • денежные средства — ₽24 млрд;
  • прочие активы — ₽1 млрд;

А краткосрочных обязательств — ₽943 млрд, из них:

  • заемные средства — ₽579 млрд;
  • кредиторская задолженность — ₽331 млрд;
  • доходы будущих периодов — ₽0;
  • оценочные обязательства — ₽20 млрд;
  • прочие обязательства — ₽13 млрд.

Тогда коэффициент текущей ликвидности = 517 / 943 = 0,55. То есть у компании практически в два раза больше обязательств, чем оборотных активов.

Нормативное значение коэффициента текущей ликвидности

<p>Уровень меньше 1 может указывать на проблемы с ликвидностью</p>

Уровень меньше 1 может указывать на проблемы с ликвидностью

(Фото: Shutterstock)
  • Ниже 1 — текущие обязательства превышают оборотные активы. В будущем компания может столкнуться с трудностями и не погасить обязательства в срок.
  • Равен 1 — чтобы оплатить текущие обязательства, компании нужно продать все оборотные активы.
  • От 1,5 до 2,5 — это допустимый диапазон, коэффициент за его рамками может быть плохим сигналом. У компании есть оборотные средства, чтобы погасить обязательства. Значит, бизнес функционирует нормально и устойчив к внешним факторам — может вовремя расплатиться с кредиторами или пустить активы на свой бизнес, например на масштабирование.
  • Больше 2,5 — у компании слишком много оборотных средств по сравнению с текущими обязательствами. Проще говоря, компания недостаточно эффективно использует активы, а деньги лежат без дела. Такой уровень может появиться, если бизнес накопил много продукции на складе, но пока не реализовал ее.

Анализ и оценка коэффициента текущей ликвидности

<p>Главная ошибка при интерпретации значения КТЛ &mdash; игнорировать его динамику</p>

Главная ошибка при интерпретации значения КТЛ — игнорировать его динамику

(Фото: Shutterstock)

Факторы, которые могут влиять на коэффициент текущий ликвидности:

  • сезонный спрос. Бизнес, который зависит от времени года, обязательно накапливает запасы перед началом сезона. Это временно увеличивает текущие активы, а вместе с ним и коэффициент текущей ликвидности. Но затем он снова снижается — в межсезонье;
  • оборачиваемость запасов. Если спрос падает или компания производит больше, чем может продать, уровень запасов растет. Это увеличивает оборотные активы и КТЛ. Но это может говорить о том, что компания недостаточно эффективно использует свои ресурсы;
  • отраслевые стандарты. Для разных отраслей российской экономики есть свои стандарты или рекомендуемые нормы. Например, для сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства норма КТЛ — 1,59, добычи полезных ископаемых — 1,6, производства автомобилей — 0,9.

Главная ошибка при интерпретации значения КТЛ — игнорировать его динамику.

Так, если коэффициент компании всегда был в рамках нормативного значения и вдруг резко упал, это может быть сигналом о проблемах с ликвидностью или с финансовой устойчивостью. Но иногда у бизнеса долгое время держится низкий или средний КТЛ, и для него это норма. Все это — из-за специфики отраслей. Например, телекоммуникационный сектор: компании из этого сектора стабильно зарабатывают на абонентских платежах, подписках и контрактах, поэтому им менее важно поддерживать высокий уровень текущих активов.

Коэффициент текущей ликвидности — важный показатель для оценки бизнеса. Но, чтобы качественно проанализировать компанию, его одного недостаточно. Стоит обратить внимание и на рост выручки и прибыли, дивидендную политику, рентабельность бизнеса и размер свободного денежного потока. Такая оценка покажет реальное положение бизнеса и поможет принять верное решение об инвестициях.

Поделиться

Материалы к статье

Эксперты «СберИнвестиций»

Виджеты

Мой портфель

Вы недавно смотрели

Котировки

RGBI
00:00
99,11
0,07%