Схватка с трендами: почему падают акции Diageo
Акции производителя Guinness и Johnnie Walker подешевели вдвое за три года
![Схватка с трендами: почему падают акции Diageo](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1200xH/media/img/4/41/347392086744414.webp)
За три последних года компания Diageo (DEO на NYSE) — один из ведущих производителей крепкого алкоголя на планете — подешевела на бирже в два раза. Компания страдает как от внутренних проблем, так и от неблагоприятного стечения внешних обстоятельств. Тем не менее позиции Diageo на мировом алкогольном рынке остаются крепкими, часть аналитиков смотрит на ее перспективы позитивно.
«Время вина» — событие РБК о бизнесе, эстетике, вкусе. Весь февраль РБК исследует тему вина в России на всех своих площадках и во всех форматах. Познакомьтесь с уникальными и редкими винами из гида Артура Саркисяна и РБК на грандиозном винном салоне в Центре событий РБК 22 и 23 февраля. Купить билеты вы можете тут!
Слияние двух гигантов
Diageo — результат слияния в 1997 году компаний Guinness и Grand Metropolitan, сделка оценивалась в £23 млрд. Почти сразу — в декабре 1997-го — акции объединенной компании начали торговаться на Лондонской бирже, затем торги депозитарными расписками запустили в Нью-Йорке.
От этих компаний Diageo достался многопрофильный бизнес: производство алкоголя, в том числе вина, рестораны мексиканской кухни, выпечка, мороженое и даже сеть фастфуда Burger King. Но постепенно Diageo пришла к своей сегодняшней идентичности: в 2000–2002 годах она избавилась от неалкогольных активов, в том числе Burger King. К 2015 году компания продала большинство брендов пива и вина, еще через четыре года полностью вышла из винного бизнеса. В то же время компания методично скупала бренды крепких напитков по всему миру, в том числе приобрела производителей китайской байцзю и бразильской кашасы.
В итоге среди 200 брендов в портфеле компании оказались:
- стаут Guinness и эль Kilkenny;
- скотч Johnnie Walker;
- коньяк Hennessy (совместно с LVMH);
- джин Gordon's и Tanqueray;
- ликер Baileys;
- ром Captain Morgan;
- текила Casamigos;
- водка Smirnoff;
- и еще десятки других брендов из этих категорий.
Негативный тренд
Все это генерирует миллиардные прибыли. Согласно последнему годовому отчету Diageo (за 2024 фискальный год, который закончился в июне), выручка компании составила $20,27 млрд, чистый денежный поток — $2,61 млрд. Diageo платит дивиденды с 1998 года — дважды в год.
24% всей выручки компании обеспечивает виски, 16% — пиво, 11% — текила и 9% — водка. Оставшиеся 40% продаж приходится на все остальные категории напитков. Географически главный рынок для Diageo — Северная Америка: там компания делает 39% выручки. Следом идет Европа с 24% и Азиатско-Тихоокеанский регион (включая Китай и Австралию) с 19%. На Латинскую Америку и Африку приходится по 9% продаж.
Последние результаты компании (за первое полугодие 2025 фискального года, закончившееся 31 декабря 2024-го) сложно назвать вдохновляющими: выручка упала на 1% по сравнению с тем же периодом прошлого года, чистая прибыль сократилась сразу на 12%. Инвесторы не верят в перспективы компании как минимум с конца 2021 года — с тех пор ее капитализация постепенно падает (на 10 февраля она составляет $61,2 млрд).
На 10 февраля 2025 года одну депозитарную расписку Diageo можно купить на Нью-Йоркской бирже за $108,9 — в предыдущий раз котировки были на этой отметке в марте 2020 года, когда рынки падали из-за пандемии. За последний месяц бумаги подешевели на 8%, а за последний год компания потеряла четверть капитализации. На пике в январе 2022 года компания стоила вдвое дороже — $223,14 за бумагу.
![](https://s0.rbk.ru/v6_top_pics/resized/1200xH/media/img/2/39/347392086815392.webp)
Проблемы и прогнозы
Мировые алкогольные тренды не всегда на стороне Diageo: например, по данным компании ISWR, в мире наметился отход от премиальности — а на премиум и выше (от $25 за бутылку) приходится 62% выручки Diageo. Растет востребованность слабоалкогольных и безалкогольных напитков — а компания специализируется на крепких напитках. Даже рост популярности препаратов от похудения может привести к снижению потребления алкоголя. Один из немногих трендов в пользу Diageo — рост потребления пива, что показывают выдающиеся результаты Guinness, которые поддерживают выручку всей компании в Европе.
Новая проблема для компании — тарифы на мексиканский и канадский импорт, инициированные Дональдом Трампом. По подсчетам аналитиков Jefferies, почти половина (46,2%) продаж Diageo в США приходится на импорт из Канады и Мексики, переместить в США производства, например, текилы или канадского виски компания просто не сможет. В Diageo заявили, что это может стоить ей $200 млн в следующем полугодии, и отказались от своей среднесрочной цели по росту продаж.
Аналитики по-разному смотрят на перспективы компании. Из 22 специалистов половина дает рейтинг «покупать» или «лучше рынка», а четверо — «продавать». Еще семеро выдают нейтральную рекомендацию. Целевую цену расписок аналитики также подсчитывают с разбросом: самый пессимистичный из них прогнозирует, что на горизонте 12 месяцев одна бумага Diageo будет стоить $100,06 (на 8% дешевле, чем сейчас), самый оптимистичный рассчитывает, что цена будет в районе $154,72 (рост на 42%). Консенсус-прогноз предполагает цену $129,59, то есть потенциал роста 19%.
Материалы к статье