Renaissance Capital ожидает снижение прибыли Globaltrans в 2024 году
Renaissance Capital дал прогноз по акциям и бизнесу компании Globaltrans

Железнодорожный оператор Globaltrans (GLTR) может сократить чистую прибыль, приходящуюся на акционеров, за 2024 год на 1,6%, до ₽38 млрд, на фоне снижающихся показателей погрузки в отрасли, говорится в обзоре инвестиционного банка Renaissance Capital (есть у «РБК Инвестиций»). Аналитики рассказали «РБК Инвестициям» о своих ожиданиях по акциям и бизнесу компании Globaltrans.
«Неблагоприятная конъюнктура на рынке угля, замедление строительной активности и рост нагрузки на железнодорожную инфраструктуру приводят к снижению объемов перевозок и ставок аренды вагонов», — говорится в аналитике банка Renaissance Capital.
По их мнению, проблемы в отрасли будут оказывать давление на результаты Globaltrans и всего сектора. РЖД сообщил о профиците подвижного состава — 400 тыс. вагонов из 1,3 млн, что является рекордным уровнем. Одновременно с избытком вагонов продолжается снижение объема железнодорожных грузоперевозок — в феврале 2025 года он стал наименьшим за месяц за последние десять лет. По данным РЖД, погрузка за первые два месяца 2025 года сократились на 5,6%. Больше всего снизилась перевозка строительных грузов, цемента и черных металлов.
Еще один фактор давления на сектор — инфляция и рост цен на ремонт и обслуживание вагонов.
Прогноз финансовых показателей по МСФО за 2024 год компании Globaltrans, согласно анализу «Ренессанс Капитал»:
- Скорректированная выручка — ₽91,3 млрд (+4,5% г/г);
- Скорректированный показатель EBITDA — ₽52 млрд (-0,6% г/г);
- Чистая прибыль — ₽38 млрд (-1,6% г/г);
- Чистая денежная позиция (без учета лизинга) — ₽37 млрд (около ₽208/GDR).
«Мы ожидаем, что рост тарифов на порожний пробег, увеличение расходов на ремонт вагонов и оплату труда оказали существенное давление на рентабельность Globaltrans», — отметил аналитик по сектору транспорта и электроэнергетики Renaissance Capital Николай Голотвин.
Инвестиционная стратегия
Как Globaltrans отмечал в ноябре, в 2025-2029 годах потребуются существенные инвестиции в обновление вагонного парка. Из-за старения подвижного состава, ежегодные списания собственного парка компании составят в среднем около 3,5 тысяч вагонов.
На фоне проблем в отрасли встает вопрос о дальнейшей инвестиционной стратегии компании, считают аналитики.
«Ранее предполагалось, что инвестиционная стратегия компании с 2025 года будет нацелена на обновление парка полувагонов из-за устаревшего состава. При этом программа не предусматривала рост бизнеса. Если Globaltrans направит деньги на обновление, то потеряет часть процентных доходов и оставит выручку на прежнем уровне. Если же компания отложит обновление парка и спишет полувагоны, то потеряет будущую выручку, но сохранит процентные доходы. Принятие решения — это выбор между «плохим и очень плохим» сценарием, который не создаст дополнительного денежного потока для акционеров», — комментирует руководитель аналитики Global Invest Fund Иван Крейнин.
Как изменятся финансовые и операционные показатели
Дополнительное давление на бизнес Globaltrans окажет недавнее существенное повышение тарифов на порожний пробег полувагонов, а также рост затрат на ремонт вагонов.
Николай Голотвин комментирует это так: «На наш взгляд, результаты компании за 2024 год будут лишь в малой степени отражать эффект от повышения стоимости тарифов на порожний пробег полувагонов более чем на 25% в декабре 2024 года — январе 2025 года. Мы ожидаем, что рост тарифов приведет к существенному снижению маржинальности бизнеса Globaltrans в 2025 году. Отметим, что затраты на порожний пробег составляют около половины всех операционных расходов операторов полувагонов. Кроме того, негативный эффект на рентабельность бизнеса операторов подвижного состава окажет очередное повышение цен на ремонт вагонов рядом предприятий в январе 2025 года».
Также, по мнению эксперта, негативное влияние окажет падение погрузки в ключевых сегментах. «Неблагоприятная ценовая конъюнктура на рынке угля и замедление темпов строительства в России приводит к снижению погрузки основных грузов для полувагонов: угля и строительных грузов. В 2024 году мы наблюдали снижение объемов погрузки угля на 5,4% г/г, до 331 млн тонн, а строительных грузов — на 14,5%, до 111 млн тонн. Снижение грузооборота в данных сегментах, на наш взгляд, оказывает существенное давление на ставки аренды полувагонов. Если ситуация существенно не изменится, то мы видим потенциал для дальнейшего снижения ставок аренды в 2025 году», — отметил Голотвин.
Перспективы расписок компании
Кроме операционных рисков, аналитики указывают на возможные проблемы с корпоративным управлением и обращением ГДР компании. После делистинга с Московской и Лондонской бирж бумаги Globaltrans торгуются только на Международной бирже Астаны (AIX). Текущая стоимость бумаг на AIX — $4,39.
«Ключевой риск для акционеров — корпоративное управление», — отмечал Николай Голотвин в ноябрьском отчете. «Текущая корпоративная структура компании создает значительные риски финансовой инфраструктуры для миноритариев. Депозитарные расписки Globaltrans учитываются в Euroclear, и потенциальные санкции США и/или ЕС могут привести к их заморозке. Кроме того, потенциальные ограничения со стороны США/ЕС/Великобритании в случае ужесточения санкционного режима могут привести к прекращению торгов на AIX и последующей потере ликвидности», — добавил аналитик в беседе с «РБК Инвестициями».
Есть и ограничения со стороны российских бирж. Так, депозитарные расписки квазироссийских компаний, сохраняющих регистрацию за пределами РФ, с 1 января 2025 года были переведены на Московской бирже в категорию «доступны только квалифицированным инвесторам» и перемещены в третий котировальный список.
Дополнительно существует риск сокращения раскрытия информации. «Текущий листинг на AIX требует от компании хотя бы минимального раскрытия финансовой информации. Если листинг будет прекращен, то Globaltrans получит право публиковать только ту информацию, которая требуется по законам ОАЭ (объем которой может быть ограниченным)», — комментирует Голотвин.
Еще одним фактором риска является депозитарий ГДР. Голотвин предупреждает: «Иностранный банк-депозитарий (Citi Bank) выступает эмитентом ГДР компании. Учитывая юрисдикцию депозитария, существует риск того, что он может заморозить любые гипотетические выплаты держателям ГДР и прекратить взаимодействие с ними».
«Ренессанс Капитал» установил целевую цену по распискам на уровне $4,30 с рейтингом «продавать».
«Негативная конъюнктура в секторе, рост операционных затрат, делистинг с торговых площадок не добавляют очков инвестиционной привлекательности кейсу Globaltrans», — заключает Крейнин.
Материал носит исключительно ознакомительный характер и не содержит индивидуальных инвестиционных рекомендаций.
Материалы к статье