Первый замглавы ГТЛК — об устойчивой финмодели и планах по выпуску бондов
Топ-менеджер ГТЛК рассказал о том, как компания преодолевает кризисы

Первый заместитель гендиректора ГТЛК Михаил Кадочников
Государственная транспортная лизинговая компания (ГТЛК) — одна из крупнейших лизинговых компаний России, управляющая портфелем ₽2,7 трлн, по оценке «Эксперт РА». ГТЛК развивает отечественную транспортную отрасль и транспортное машиностроение, инвестируя в создание нового авиационного, железнодорожного, автомобильного и водного транспорта, а также реализует крупнейшие инфраструктурные проекты. Компания выступает базовым поставщиком транспорта в рамках национальных проектов России.
24 марта ГТЛК опубликовала отчет за 2024 год по МСФО (международным стандартам финансовой отчетности):
- выручка: ₽133,4 млрд (+37% г/г).
- чистая прибыль: ₽1,8 млрд (+158%).
- активы: ₽1,4 трлн (+18%).
«Высокие ставки не пошатнули фундаментальную устойчивость нашей компании»
— Как процентные ставки повлияли на финансовые результаты ГТЛК в 2024 году?
— Высокие процентные ставки повлияли на абсолютные значения финансовых показателей, но в относительных значениях ситуация была прогнозируемой. Наши активы и пассивы привязаны к ключевой ставке, поэтому расходы и доходы реагировали синхронно.
Ключевой показатель для компании — качество активов. В прошлом году нам удалось сохранить долю просроченной задолженности на исторически низком уровне — менее 0,3%. В этом году мы рассчитываем даже немного сократить ее. Это ключевой показатель для нас, поскольку он показывает стабильность и надежность нашей финансовой модели, обеспечивая необходимый долгосрочный денежный поток. Поэтому, хотя высокие процентные ставки и повлияли на наши финансовые показатели, они не пошатнули фундаментальную устойчивость компании.
ГТЛК продолжила наращивать активы: мы прибавили порядка 18%, достигнув общего объема в ₽1,4 трлн. Важным фактором стало успешное управление ликвидностью, несмотря на сложную ситуацию с фондированием в конце 2024 года. Банки осторожно подходили к рискам, увеличились спреды, но мы смогли закрыть год по ликвидности и сформировать запас прочности на 2025 год.
— Как изменилась маржа компании на фоне роста себестоимости?
— Выручка компании в 2024 году увеличилась до ₽133,4 млрд, но чистый процентный доход и маржинальность в моменте снизились. Однако для нас важнее не разовый показатель общей маржи, а процентный спред между лизинговым портфелем и долговыми обязательствами на протяжении всего срока жизни активов, который остается на уровне наших плановых значений — от 4% до 10% в зависимости от сегментов. Ключевым драйвером здесь является спред по операционному лизингу железнодорожного транспорта, который периодами показывает рост вплоть до 10% в зависимости от типа подвижного состава.
Доля ГТЛК в сегменте оперативного лизинга составляет 82%, согласно исследованию «Эксперт РА» по итогам 2024 года.
Кроме того, этот инструмент позволяет нам дополнительно управлять маржинальностью портфеля за счет фиксации маржи (спреда) при выходе из актива — его продажи в рынок. Для этого мы постоянно мониторим рыночную стоимость нашего парка, и когда возникают такие условия на рынке, при которых доходы от продажи железнодорожных вагонов значительно превышают совокупный объем арендных платежей, реализуем активы. Вырученные средства реинвестируем в новые активы преимущественно с большей доходностью.
«Убытки 2020 и 2022 годов не подорвали кредитоспособность»
— У компании возникали убытки в 2020 и 2022 годах. Оказывало ли это влияние на кредитоспособность?
— В 2020 и 2022 годах убытки возникли из-за общих экономических условий и санкционных ограничений, которые затронули работу ГТЛК. Несмотря на то что в 2022 году зарубежные «партнеры» лишили нас международного бизнеса, планы по новым сделкам и привлечению финансирования были реализованы.
ГТЛК продолжила реализовывать функционал института развития, при этом работая и в коммерческом сегменте. В частности, предоставляя в лизинг цифровые импортозамещенные активы. Компания развивает это направление, и оно остается востребованным среди крупных IT-компаний и интеграторов, а текущие сделки показывают, что здесь уже не требуются дополнительные инвестиции со стороны государства и другие меры господдержки.
Что касается коммерческих проектов, в железнодорожном сегменте сохраняется спрос, а ожидаемая экономика этих проектов подтверждает их долгосрочную эффективность. Таким образом, бизнес-модель ГТЛК позволяет компании адаптироваться к внешним вызовам.
АКРА подтвердило кредитный рейтинг ГТЛК на уровне АА- (RU) со стабильным прогнозом, а также выпусков облигаций ГТЛК на том же уровне.
Оценка собственной кредитоспособности ГТЛК (без учета влияния бенефициаров и возможной экстраординарной поддержки) повысилась на три ступени, до уровня BBB+, главным образом за счет стабильно высокого качества лизинговых активов и роста масштаба.
— В условиях высоких процентных ставок как вы планируете управлять своей долговой нагрузкой в ближайшие годы?
— С точки зрения управления процентными расходами стремимся не допускать увеличения роста открытой процентной позиции для сохранения баланса фиксированных и плавающих ставок по лизинговому и долговому портфелю. Для этого мы поддерживаем оптимальные пропорции по нескольким ключевым параметрам нашей модели фондирования.
Во-первых, это структура источников привлечения, которые условно можно разделить на два типа: банковские кредиты (60%) и средства с фондового рынка (40%). Это с одной стороны позволяет диверсифицировать источники финансирования и снижать зависимость от одного типа кредитования, а с другой — не перегружать активы дополнительными обременениями.
Во-вторых, срочность обязательств. Стараемся максимально гармонизировать долговые обязательства с длительностью лизинговых договоров. С учетом структуры активов мы вышли на следующие пропорции: 20% — краткосрочные обязательства, 40% — среднесрочные (в основном облигации) и 40% — долгосрочные (зачастую кредиты от банков). Так мы избегаем концентрации платежей в определенные периоды, что снижает риски и повышает финансовую устойчивость.
И в-третьих, ставка. Мы соблюдаем необходимый баланс между фиксированными и плавающими процентными ставками. Доля обязательств с фиксированной ставкой — 55%, с плавающей — 45%. Фиксированные ставки дают предсказуемость расходов, а плавающие ставки позволяют пользоваться потенциальным снижением процентных ставок на рынке в будущем.
О планах на выпуск облигаций
— Какие у вас планы по размещению облигаций?
— В апреле компании предстоит погасить второй выпуск замещающих облигаций ЗО25-Д с номиналом $292,1 млн, ликвидность под эту выплату уже сформирована. Также в 2025 году предстоят погашения на сумму ₽16,2 млрд и оферты по локальным бумагам на ₽15 млрд, ₽2,1 млрд из которых уже погасили. В связи с этим будем привлекать финансирование общим объемом примерно ₽100 млрд, чтобы заместить выбывающие средства, а также для развития нового бизнеса. Важно отметить, что наши замещающие облигации привязаны к долларам США — мы допускаем, что часть планируемого объема будем выпускать в валюте.
В прошлом году ГТЛК выплатила последний купон и погасила выпуск замещающих облигаций серии ЗО24-Д.
Сейчас у компании в обращении пять замещающих выпусков облигаций с погашением в 2025–2029 годах. Среди них самый ближайший к погашению — выпуск ЗО25-Д с датой выплаты в апреле 2025 года. Остальные замещающие облигации — ЗО26-Д, ЗО27-Д, ЗО28-Д и ЗО29-Д — имеют сроки погашения вплоть до 2029 года. Бумаги размещены в соответствии с указом президента РФ в конце 2023 года в рублях с выплатой по курсу доллара США, а их купонные ставки варьируются от 4,349% до 5,95%.
— Как ГТЛК адаптируется к экономическим условиям и санкционному давлению?
— ГТЛК за последние годы прошла через несколько кризисных этапов, включая ковидный 2020 год и 2022-й, когда компания столкнулась с необходимостью перестроить свою бизнес-модель из-за ухода с международных рынков. Выровнять финансовые результаты мы смогли в 2023 году. Важным шагом стало изменение бизнес-модели в 2022 году, после чего в 2023-м мы сфокусировались на бизнесе в России и приступили к его масштабированию, в том числе при поддержке Фонда национального благосостояния (ФНБ). Проекты уже начали приносить результаты, и мы рассчитываем на долгосрочный кумулятивный эффект от них.
ГТЛК придерживается ключевых принципов своей модели. Во-первых, наши активы должны сохранять ценность на всем горизонте финансирования, чтобы мы могли эффективно управлять портфелем. Во-вторых, формируем устойчивую и качественную клиентскую базу, чтобы минимизировать уровень просроченной задолженности и количество проблемных активов. Эти принципы помогают адаптироваться к любым изменениям на рынке.
— С учетом сложностей на рынке и вашем фокусе на реализации социальных проектов как вы планируете сбалансировать коммерческие и государственные интересы?
— У нас нет как таковых социальных проектов. Нам привычнее называть их проектами с большим социально-экономическим эффектом. Мы продолжим реализовывать проекты с привлечением средств ФНБ в сегментах водного и авиационного транспорта и развивать коммерческий блок нашего бизнеса, который связан с железнодорожным транспортом.
Кроме того, в прошлом году компания начала строительство поезда для проекта высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург, а также заключила первые коммерческие сделки с космическими активами (спутниками), которые демонстрируют хорошую экономику с хорошим кредитным качеством на стороне клиентов. Также мы продолжим развитие сегмента лизинга беспилотных авиационных систем, который уже стал устойчивым направлением, и будем активно продвигать на рынке услуги с применением беспилотников на базе нашего оператора ООО «БАС».
Материалы к статье