Инвестиции
Отключить рекламу
Темная тема
РБК Comfort
Рубрики
Другие проекты

Последние новости

Бизнес-империя индийца Гаутама Адани потеряла $34 млрд капитализации
·
Новости
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
Pro
«Стоим на пороге тяжелого кризиса». Что ждет российскую угольную отрасль
CNY 13,82
+0,35%
21 нояб. 2024 г.
21 нояб. 2024 г.
21 нояб. 2024 г.
·
Академия
0

Как выбрать акцию для инвестиций?

Вы пришли на фондовый рынок и решили, что настало время купить парочку акций. Но как выбрать? Компаний много, а вы — один. Давайте разбираться
Как выбрать акцию для инвестиций?
(Фото: uforms.ru для РБК Quote)

Для начала можно выбрать отрасль, в которую вам хотелось бы вложиться. Это может быть металлургия, ретейл, нефтегазовый сектор, телеком, финансы, удобрения, строительство, энергетика, IT. Если вы уже собираете инвестиционные портфель, то лучше выбрать несколько секторов, а не один. Так вы сможете защитить свои вложения, если в одной из отраслей экономики что-то пойдет не так.

Если с этим определились, то круг уже сузился. Теперь настало время решить, какие конкретно акции купить. Это значит, что нужно оценить много компаний по разным критериям и выбрать, какие из них лучше, перспективнее и больше подойдут вашим целям. Это займет время, но зато вы будете уверены в том, что ваши деньги станут работать и принесут доход. Критериев для выбора компаний очень много. Мы остановимся на самых базовых.

Все компании, которые торгуются на бирже, должны отчитываться перед своими акционерами. Что происходит с компанией, можно посмотреть в ее финансовых отчетах. Компании их публикуют у себя на сайтах каждый квартал, то есть раз в три месяца, и годовой итог.

Из отчетностей можно узнать, сколько компания зарабатывает, какие у нее долги, кто и сколько ей должен, сколько своей продукции продает, сколько тратит на ее производство, кому продает и так далее. Когда вы откроете отчет, скорее всего, испугаетесь того количества непонятных строк, которые увидите. Самое основное, на что нужно обратить внимание, — это выручка, чистая прибыль, EBITDA, капитал. Благополучная компания должна зарабатывать прибыль, а ее выручка, EBITDA, капитал должны расти.

Посмотрите, платит ли компания дивиденды. Если да — то сколько. Эту информацию можно найти в дивидендной политике компании. Оттуда узнаете, как часто компания будет выплачивать вам деньги из своей прибыли и как много. Подробнее о том, что такое дивиденды и дивидендная политика, мы писали в статье 10 главных терминов фондового рынка.

Какой доход от выплат вы получите, также можно понять, посмотрев на дивидендную доходность. Она показывает, сколько вы получите денег на одну акцию и насколько это справедливо по отношению к цене. Показатель рассчитывается так: общий дивиденд на одну акцию за год делится на цену акции и умножается на 100. В итоге дивидендная доходность выражается тоже в процентах. Чем она больше — тем лучше. Обычно дивидендная доходность компаний варьируется от 2% до 12%.

Это то, насколько быстро вы можете купить или продать акцию компании по рыночной цене. Ликвидность бывает высокая, средняя и низкая. Чем выше — тем лучше. Если ликвидность низкая, вы можете попасть в ситуацию, когда захотите продать или купить акцию, но не сможете это сделать по выгодной цене и придется отдать больше денег.

Обычно низколиквидные акции — это акции так называемого третьего эшелона — небольших компаний, у которых низкий объем торгов, то есть инвесторы на бирже редко покупают и продают их бумаги. У акций первого эшелона — или как их еще называют «голубые фишки» — ликвидность высокая. Самые ликвидные акции обычно включаются в состав биржевых индексов

Если планируете зарабатывать не только на дивидендах, стоит обратить внимание на цену акций и потенциал их роста.

Прогнозы о том, насколько может вырасти акция, обычно делают инвест-дома и аналитики. Это еще называется target price (или целевая цена) — будущая стоимость бумаги, до которой вырастет цена за определенное время. Чаще всего измеряется в процентах. Например, компания Х сейчас стоит ₽800, а ее целевая цена через полгода — ₽1 тыс. Это значит, что через полгода цена может вырасти предположительно на ₽200, или на 25%.

Здесь же можно упомянуть волатильность — степень изменения цены за определенный промежуток времени. Например, у акции компании Х высокая волатильность за последний год. Это значит, что цена акции постоянно то падала, то вновь росла. Если вы собираетесь покупать бумаги на долгий срок, то данный показатель не так важен для вас. Но если планируете подзаработать на разнице цены покупки и продажи акций на коротком промежутке времени, то волатильность вам в помощь.

Понять, насколько бизнес компании успешно идет, можно из отчетности. А еще — из стратегии компании. Это планы компании на ближайший год, а также три, пять или сколько угодно лет. Чаще всего компания рассказывает о своих намерениях в презентациях для инвесторов. Их можно найти на сайте компаний.

В стратегии компания обычно пишет, на сколько процентов планирует увеличить прибыль, как много намерена продать своей продукции, сколько инвестировать денег в развитие, будет ли платить дивиденды, выпустит ли новый продукт и еще много всего интересного.

Например, у компании дела идут не очень и цена акций в последнее время упала. Но по итогам года компания публикует свою новую стратегию. Там говорится о том, как она планирует справиться с трудностями и как будет развиваться и зарабатывать больше денег. Это хороший знак.

А еще можно посмотреть на мультипликаторы. Это такие показатели эффективности работы компаний. Они сравнивают разные финансовые параметры, которые мы упоминали в первом пункте. С помощью мультипликаторов можно понять, насколько объективно компанию оценивают на бирже. То есть не слишком ли ее акции дорогие.

По мультипликаторам инвесторы часто ищут недооцененные компании — те, чьи акции стоят намного дешевле на бирже, чем должны. Обычно так бывает, когда показатели компании хорошие, но никто еще этого не заметил.

Такие недооцененные компании покупают в расчете на то, что в будущем цена их акций вырастет. Другие инвесторы на рынке тоже поймут, насколько компания перспективна, и начнут покупать ее бумаги, что и повысит их стоимость. Основные мультипликаторы — это P/E, DEBT/EBITDA, ROE, EV/EBITDA, P/BV, P/S. Подробнее о том, как рассчитываются мультипликаторы и насколько они важны, мы писали в другой нашей статье.

Начать инвестировать можно прямо сейчас на РБК Quote. Проект реализован совместно с банком ВТБ.

Поделиться

Материалы к статье

Анна Хохлова

Виджеты

Мой портфель

Вы недавно смотрели

Котировки

RUCBTRNS
00:00
144,74
-0,03%