Инвестиции
Отключить рекламу
Темная тема
РБК Comfort
Рубрики
Другие проекты

Последние новости

Альфа-Банк спрогнозировал ставку ЦБ выше 20% в течение всего 2025 года
·
Новости
CNY 14,01
+0,36%
14 дек. 2024 г.
USD 103,43
-0,50%
14 дек. 2024 г.
14 дек. 2024 г.
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
Pro
Почему обанкротился главный производитель аккумуляторов в Европе
·
Акции на хайпе
0

Прирост на 700% и «безумные мультипликаторы». Чего ждать от акций Tesla

За последний год акции Tesla взлетели в восемь раз. Компания сумела выбраться из убытков и попасть в индекс S&P 500. Остался ли у бумаг Tesla потенциал к росту?
Прирост на 700% и «безумные мультипликаторы». Чего ждать от акций Tesla
(Фото: Mike Mareen / Shutterstock)
1

О Tesla

Стоимость бумаг 20 декабря 2019 года: $81 за акцию

Стоимость 21 декабря 2020 года: $657 за акцию

Динамика: +711%

Причина роста: компания стала прибыльной, ее включили в индекс S&P 500, инвесторы верят Маску

Перспективы: работа над удешевлением электрокаров

Риски: высокая конкуренция

Tesla была основана в 2003 году и названа по имени известного электротехника и физика Николы Теслы. Но вопреки распространенному мнению ее основателем был не Илон Маск.

В то время электромобили уже существовали в США, но стоили они очень дорого. Идея производить более доступные электрические машины принадлежала двум инженерам — Мартину Эберхарду и Марку Тарпеннингу. До 2008 года первый был генеральным, а второй — финансовым директором компании.

Илон Маск пришел в компанию в 2004 году, инвестировав в нее $6,5 млн. Он стал председателем совета директоров, а затем — после ухода основателей — и генеральным директором Tesla.

Сейчас Tesla работает в двух направлениях. Основное — производство электрокаров — приносит компании львиную долю выручки. Модельный ряд Tesla представлен Model S, Х (сегмент премиум) и Model 3, Y (масс-маркет). Кроме того, компания занимается генерацией и хранением электроэнергии. Tesla продает солнечные батареи, солнечные панели и даже генерирующие энергию солнечные крыши, сделанные из стеклянной черепицы.

Долгие годы компания работала в убыток, что негативно отражалось на котировках акций. За это время производитель стал одной из любимых компаний игроков на понижение — шортистов. Однако за последние пять кварталов компания не ушла в убыток ни одного раза, что стало одной из причин ее включения в индекс S&P 500.

Tesla как компания роста не платит дивиденды, вкладывая все привлеченные средства в развитие. В последний год на компанию обратили внимание инвесторы, и котировки Tesla взлетели на 711%. Ростом такого порядка могут похвастать разве что компании, получившие наибольшую выгоду от пандемии — такие как Zoom.

2

S&P 500 — еще один рубеж пройден

Tesla не сразу удалось войти в индекс S&P 500. Эксперты ожидали, что комитет S&P Dow Jones Indices примет решение о включении компании в индекс еще при сентябрьском пересмотре. Но этого не случилось, хотя на тот момент Tesla подходила для этого по всем критериям: она показывала прибыль на протяжении четырех кварталов подряд, а ее капитализация намного превышала необходимый минимум в $8,2 млрд.

Индексный комитет не раскрыл причины сентябрьского решения. Однако эксперты предположили, что это могли бы стать завышенная оценка компании, сильная волатильность котировок, а также неуверенность в стабильности финансовых показателей компании в будущем. Впрочем, Tesla вошла в индекс со второй попытки, о чем стало известно 16 ноября.

21 декабря 2020 года перед началом торгов акции Tesla вошли в индекс S&P 500, заменив там инвестиционный фонд недвижимости Apartment Investment & Management. Доля Tesla в индексе составила более 1%. Кроме того, в конце месяца комитет S&P Dow Jones Indices добавит производителя электрокаров в S&P 100. При этом из индекса будет исключена нефтяная компания Occidental Petroleum.

На новостях о включении Tesla в индекс ралли в акциях компании ускорилось. С 17 ноября по 18 декабря ее котировки взлетели на 70%, до рекордного уровня $695 за акцию. Сильный всплеск котировок Tesla наблюдался 18 декабря — в последние минуты торгов. Участники торгов отмечали, что причиной роста стали покупки инвестиционных фондов, которые готовились к включению Tesla в индекс.

Добавление новых компаний вынуждает фонды, которые в своих вложениях следуют за индексом S&P 500, ребалансировать свои портфели — покупать акции новых компаний и продавать бумаги исключенных компаний. Это нужно, чтобы портфели отражали обновленный состав индекса.

Некоторые эксперты негативно отнеслись к решению комитета S&P Dow Jones Indices включить Tesla в индекс. «S&P делает большую ошибку и увеличивает риски падения индекса, включая в него Tesla. Думаю, это может стать сигналом для многих крупных инвесторов избавляться от акций и зафиксировать прибыль», — указывал исполнительный директор инвестиционной исследовательской фирмы New Constructs Дэвид Трейнер.

Мультипликатор P/E — 1118,22х — указывает на чрезвычайно завышенную оценку акций. А это значит, что котировки компании могут обрушиться в любой момент, потянув за собой весь индекс.

3

Рекордные результаты

Tesla сумела удивить инвесторов последней квартальной отчетностью. На конференц-коле Илон Маск назвал период с июля по сентябрь «лучшим кварталом в истории» компании.

Производитель получил пятую квартальную прибыль подряд. Она оказалась рекордной — $331 млн, что на 131% больше в сравнении с прошлым годом. Выручка компании выросла на 39%. К тому же Tesla к концу квартала накопила денежную подушку в $14,5 млрд, которая полностью покрывает долги компании ($13,7). То есть Tesla сейчас может похвастаться отрицательным чистым долгом минус $846 млн.

Несмотря на пандемию, производитель сумел в третьем квартале значительно нарастить продажи — до 139,59 тыс. против 97,2 тыс. годом ранее.

В производстве электрокаров Tesla стремится стать полностью вертикально интегрированной компанией. То есть обеспечивать себя всем — от литиевой руды, необходимой для производства батарей, до запчастей и заводов, на которых производятся сами машины. У компании уже есть заводы в Калифорнии и Шанхае. Сейчас Илон Маск строит еще два — в Техасе и Германии. Компания также сама проектирует и продает готовые машины.

Компания понемногу идет к своей главной цели — выпуск доступных электрокаров. В сентябре Tesla подписала договор с австралийским производителем лития Piedmont Lithium о поставке литиевой руды. А на традиционной презентации — Battery Day — сообщила, что запустила опытный участок по производству своих аккумуляторов. По словам Илона Маска, компания стремится снизить стоимость электрокаров за счет удешевления батарей — самой дорогой части машин.
 

4

Способность привлекать внимание

Личность Илона Маска

Весьма харизматичная фигура генерального директора Tesla Илона Маска вызывает большой интерес. Среди инвесторов ходят шутки о домохозяйках, которые покупают акции Tesla только по этой причине. Маск умеет привлекать внимание к компании — очень часто эпатажными выходками.

К примеру, 7 августа 2018 года Маск сообщил в твиттере, что собирается вывести компанию с биржи. «Подумываю о выводе Tesla с биржи при цене акций в $420. Финансирование обеспечено», — написал он. Приведенная Маском цена на тот момент превышала стоимость бумаг компании примерно на 20%, так что акции Tesla на этом фоне выросли сразу на 11%.

Впрочем, у поведения Маска есть и обратная сторона — оно часто привлекает внимание Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) и других регуляторов, что негативно отражается на котировках. Есть у экспертов опасения и насчет потенциального ухода Маска из компании в другие проекты, такие как SpaceX, или его снижение вовлеченности в дела Tesla, отмечает аналитик General Invest Димитрий Резепов.

Умение привлекать финансирование

Тот факт, что Tesla постоянно в центре медийного внимания, помогает Маску привлекать финансирование. В апреле компания дополнительно разместила акции на $2 млрд, а в сентябре — еще на $5 млрд.

Кроме того, 31 августа Маск провел сплит акций в пропорции 5:1. Это значит, что вместо одной акции у инвесторов оказалось пять. Акция стала стоить в пять раз дешевле, что привлекло инвесторов, которые до этого не могли инвестировать в компанию из-за дороговизны ее акций. Котировки в этот день подскочили на 13%.

5

Классический пузырь

Сильная конкуренция

Сейчас Tesla лидирует в производстве электромобилей, однако многие крупные автопроизводители уже начинают наступать на пятки Tesla — особенно в важном для компании Азиатском регионе, обратил внимание Димитрий Резепов.

Только в 2021 году на рынок выйдет более 50 новых электромобилей от GM, Volkswagen, Rivian и других компаний. В следующем году ожидается премьера Mercedes-Benz EQS. Осенью 2021 года выйдет электрический Hummer от General Motors — GMC Hummer EV. Кроме того, уже к концу следующего года автопроизводитель выпустит коммерческий автофургон BV1, стремясь опередить Tesla на этом перспективном рынке. А компания Volkswagen сейчас готовит электрический седан, который, как ожидается, поступит в продажу в 2023 году. Предполагается, что седан от Volkswagen станет прямым конкурентом Tesla Model S.

«Нарастающая конкуренция неизбежно создаст давление на маржинальность основного бизнеса компании, а также повлияет на занимаемую долю рынка», — предупредил Резепов. В таких условиях Tesla будет все сложнее расти быстрыми темпами.

Слишком высокая оценка компании

На текущий момент мультипликаторы указывают, что Tesla серьезно переоценена. Соотношение P/E равняется 1118,22х. Это очень высокое значение, учитывая, что в среднем по сектору оно составляет примерно 27х. Оно объясняется ростом акций компании почти в девять раз за последний год. Значение EV/EBITDA составляет 133,2х.

«Рост цен на акции объясняется ажиотажем розничных инвесторов вокруг компании. Но часть инвесторов хочет не только спекуляции вокруг цены, но и видеть устойчивый доход. Это будет не так просто», — сказал в связи с этим управляющий партнер EXANTE Алексей Кириенко.

Основной бизнес Tesla по-прежнему убыточен, а прибыль приносит продажа экоквот [ZEV-кредитов] другим компаниям. Это не слишком устойчивая бизнес-модель на ближайшие годы, потому что все больше компаний приходит к экологической нейтральности, объяснил эксперт.


Классический пузырь

«Вся эта история очень напоминает классический пузырь», — считает инвестиционный стратег «Алор Брокера» Павел Веревкин. Эксперт напомнил про «безумные мультипликаторы» Tesla и сравнил эту ситуацию с пузырем доткомов 1999 года.

К примеру, к концу марта 2000 года мультипликатор P/E телекоммуникационного гиганта Cisco составлял невероятное значение в 2050х. В то время акции этой компании стоили $82 за бумагу. Крах доткомов сбросил котировки Cisco вниз на 90%, до $8,6 за акцию. Они до сих пор не восстановились до прежних значений и на данный момент торгуются на уровне $45,44, а P/E составляет 89,1х.

6

Обвал акций Tesla неминуем?

Алексей Кириенко полагает, что на фоне «бычьих» настроений акции Tesla еще могут подрасти. «Но если давление «медведей» усилится, акции компаний, сильнее всего выросших в 2020 году, могут оказаться под самым сильным давлением, поскольку многие поспешат зафиксировать уже имеющуюся прибыль, — предупредил он. — В этом случае вполне вероятно возвращение акций Tesla в область предыдущей консолидации — $400–450 за акцию, что на 32–40% ниже текущих котировок».

Сам Илон Маск в начале декабря предупредил о возможном обвале акций компании. В письме, разосланном сотрудникам компании, он написал: «Если посмотреть на нашу фактическую прибыльность, то она очень низкая — около 1% за прошедший год. Инвесторы надеются на нашу будущую прибыль, и если они решат, что мы не сможем ее получить, наши акции сразу же рухнут — как суфле от удара кувалдой».
 

Годятся ли бумаги Tesla долгосрочным инвесторам

«Я не рекомендую покупать акции компании по текущей цене ни на какой горизонт. Гораздо более надежными вложениями для инвесторов являются вложения в группы по секторальному или географическому признаку», — отметил Кириенко.

По мнению Павла Веревкина из «Алор Брокера», покупать акции Tesla на долгий срок — не слишком хорошая идея. Против этого говорят «безумные мультипликаторы» и нездоровый энтузиазм на рынках.

«Сейчас мировые финансовые рынки полностью лишены здравого смысла, рост идет за счет избыточной ликвидности, которую просто некуда девать. Пузырь Tesla как раз питается этой ликвидностью, а также спекулятивным энтузиазмом инвесторов, которые буквально придумывают себе причины, чтобы оправдать свои покупки», — сказал по этому поводу эксперт.

«Бумаги компании зачастую входят в топы спекулятивных идей на шорт. «Медведи» с завидным упорством продолжают лезть в бумагу в надежде на коррекцию, однако общий сантимент пока не на их стороне. И это дает топливо для роста акций. Как правило, рост заканчивается в тот момент, когда на рынке заканчиваются продавцы, и чем больше людей верят в светлое будущие компании, тем ближе мы к обвалу», — заключил он.

Другого мнения придерживается аналитик General Invest Димитрий Резепов. «Перспективная сфера деятельности и доказанная возможность привлекать инвестиции делают акции интересными и для долгосрочных инвесторов, — говорит он. — Я бы рассматривал вложения в компанию с определенным временным интервалом, например раз в полгода, анализируя изменения макроситуации и отслеживая реализацию планов компании».

По мнению Резепова, акции могут подойти для диверсификации долгосрочного портфеля, если позволяют персональная толерантность к риску и инвестиционные цели инвестора. Тем не менее аналитик предупредил, что по бумагам Tesla существует высокий риск коррекции при изменении настроений инвесторов.

Хороши для краткосрочных инвесторов

В то же время Tesla довольно интересный инструмент с точки зрения технического анализа, считает Веревкин. «В сочетании с высокой волатильностью и грамотным риск-менеджментом акции Tesla по праву могут считаться отличным инструментом для спекулянтов», — говорит он.

Поделиться

Материалы к статье

Валентина Гаврикова
Валентина Гаврикова

Виджеты

Мой портфель

Вы недавно смотрели

Котировки

RTSI
00:00
756,93
0,20%