Forbes опубликовал рейтинг самых дорогих интернет-компаний в России
«Яндекс» возглавил рейтинг самых дорогих российских интернет-компаний по версии Forbes. На 21 февраля его капитализация составляла $12,4 млрд.
На втором месте — Mail.ru Group, рыночная стоимость которой почти вдвое ниже «Яндекса», $6,86 млрд. На третьем месте — электронная доска объявлений Avito ($2,7 млрд).
В топ-5 рейтинга вошли интернет-магазины Wildberries ($602 млн) и Lamoda ($464 млн).
Будущее за экосистемами
Как показывает пример лидера рейтинга, «Яндекса», российский интернет-бизнес растет в основном за счет слияний и поглощений, когда крупнейший игрок активно скупает небольшие и, с его точки зрения, перспективные бизнесы или же сотрудничает с такими же гигантами из сторонних отраслей в надежде увеличить долю на интересущих рынках.
Капитализация «Яндекса» растет по мере превращения компании из поисковой системы в многопрофильную цифровую компанию. Наиболее активно компания диверсифицировала бизнес в 2017 году.
Ключевой сделкой года стало анонсированное в июле объединение «Яндекс.Такси» и Uber. Оно предусматривает создание совместного предприятия, которое будет работать в шести странах мира, включая Россию. Инвестиции в проект составят $325 млн: из них $100 млн вложит «Яндекс», $225 млн — Uber. «Яндекс» получит в капитале совместного предприятия контрольный пакет — 59,3%. В первом полугодии 2019 года «Яндекс» намерен провести в США IPO этого предприятия.
Еще две значимые сделки «Яндекс» заключил в сегменте онлайн-коммерции. Во-первых, в середине июля компания договорилась со Сбербанком о создании создании совместного предприятия на базе «Яндекс.Маркета». Сбербанк купит акции «Яндекс.Маркета» на 30 млрд руб. «Яндекс» в совместном проекте получит аналогичную долю. Сделка может быть закрыта в первой половине 2018 года.
К слову, участие Сбербанка в сделке обусловлено, в частности, видением главы банка Германа Грефа бизнеса будущего. С его точки зрения, в ближайшие годы успех ожидает те банки, которые выйдут за пределы традиционного банковского бизнеса и начнут предлагать услуги в сторонних отраслях: розничной, образовательной, туристической, развлекательной и так далее.
Вторая сделка — покупка подразделением «Яндекс.Такси» второго по величине (после Delivery Club) сервиса доставки еды из ресторанов Foodfox в ноябре 2017 года, по оценкам Forbes, за 500 млн руб. В январе 2018 года «Яндекс» объявил о создании на базе сервисов FoodFox и UberEats новой дочерней компании — «Яндекс.Еда», которая намерена стать ключевым игроком на рынке сервисов по доставке еды в России. Интерес к этому рынку обоснован. По расчетам РБК, посещаемость ресторанов снизилась в 2017 году на 7%, в то время как популярность сервисов по заказу еды выросла на 17%.
Еще одно значимое событие в работе «Яндекса» — выделение своих медиасервисов («Яндекс.Музыка», «Кинопоиск», «Яндекс.Афиша» и «Яндекс.Телепрограмма») в отдельное бизнес-направление на базе компании «Яндекс.Медиалаб».
2017 год «Яндекс» завершил сильным ростом всех ключевых финансовых показателей. По итогам 2018 года компания рассчитывает увеличить выручку в рублевом выражении примерно на 25-30%. Прогноз учитывает эффект от объединения «Яндекс.Такси» и Uber и не учитывает сделку со Сбербанком.
Материалы к статье