ЛУКОЙЛ задумался о продаже крупнейшего покупателя российской нефти
ЛУКОЙЛ изучает возможность продажи швейцарского трейдера Litasco, сообщил Reuters и подтвердили источники РБК. Основные причины продажи — налоговая нагрузка и нежелание иметь актив, через который можно давить на компанию.
Российская нефтяная компания ЛУКОЙЛ изучает возможности продажи своего швейцарского нефтетрейдера Litasco из-за санкций, которые осложняют привлечение новых средств. Об этом сообщает Reuters со ссылкой на источники на рынке. Собеседники агентства не располагают сведениями о стоимости сделки.
По словам собеседника агентства в российской нефтяной отрасли, продажа Litasco может состояться уже до конца этого года — это станет первым шагом к продаже всех зарубежных активов компании. Высвободившиеся средства компания, вероятнее всего, направит на освоение нефтяных месторождений в Сибири, считает источник Reuters.
Второй собеседник Reuters на рынке также сообщил, что ему известно о планах по продаже Litasco. По его словам, после продажи компания может сравняться с мировыми лидерами — «постепенно Litasco станет независимым торговым домом, таким как Vitol или Trafigura», цитирует его агентство.
ЛУКОЙЛ действительно рассматривает варианты продажи Litasco, рассказал РБК источник в компании, однако это только один из вариантов событий. В текущих политических условиях российской компании невыгодно иметь прибыльный бизнес за рубежом, считает собеседник РБК, и в отношении Litasco вполне возможен выкуп акций менеджментом самой компании. Стоимость нефтяного трейдера на данный момент не определена.
По его словам, среди причин возможной продажи — трансфертное ценообразование и в целом высокая налоговая нагрузка на компанию, а также желание обезопасить себя от каких-либо претензий, с которых может начаться любая попытка поглощения компании. По словам собеседника РБК в трейдинговой компании, руководство головного женевского офиса Litasco сейчас находится в Москве.
В пресс-службе ЛУКОЙЛа прокомментировать РБК информацию о потенциальной продаже швейцарского нефтетрейдера отказались.
Крупным зарубежным трейдинговым компаниям Litasco вообще не интересен, считает собеседник РБК, близкий к крупной швейцарской трейдинговой компании. По его мнению, компания представляет собой систему заключенных контрактов на поставку нефти и нефтепродуктов, которые имеют свой срок окончания, и штат персонала, который может уйти при смене собственника. «Трейдеры из числа мейджоров работают по собственной системе, им могут быть интересны только логистические активы, которые обычно не принадлежат напрямую трейдинговым структурам добывающих компаний.», — считает источник. По его мнению потенциальными покупателями Litasco могли бы стать добывающие компании, не имеющие своих трейдинговых активов (как «Роснефть») или сами совладельцы ЛУКОЙЛа через сторонние компании.
Представитель «Роснефти» пока не ответил на вопрос, интересен ли компании актив ЛУКОЙЛа. В 2013 году «Роснефть» договаривалась о покупке глобального нефтетрейдингового бизнеса Morgan Stanley, однако в концу 2014 года сделка сорвалась — Комитет по иностранными инвестициям США ее не согласовал.
Швейцарский нефтетрейдер Litasco в 2015 и 2016 годах дважды признавался журналом Forbes крупнейшим покупателем российской нефти. В 2016 году объем закупок Litasco составил 32,9 млн т — на $9,3 млрд. Несмотря на потерю крупных контрактов с «Роснефтью», расторгнувшей их с 1 ноября 2016 года после покупки «Башнефти», трейдер обошел китайскую China National United Oil Corporation («дочка» CNPC), работающую с «Роснефтью». Объем закупок нефти этой фирмой в 2016 году достиг 27,6 млн т — на $8,3 млрд. Компания продает 85% нефти с месторождений им. Требса и Титова (их разработку ведет совместное предприятие ЛУКОЙЛа и «Башнефти» — «Башнефть-Полюс»).
По словам старшего аналитика «Брокеркредитсервис Глобал Маркетс» Кирилла Таченникова, стоимость 100% акций Litasco можно оценить в $2–3 млрд в зависимости от рентабельности бизнеса. По его мнению, в случае продажи этого актива новый покупатель будет заинтересован продолжать реализовывать нефть ЛУКОЙЛа на экспорт, что не должно привести к трудностям с реализацией нефти добывающей компанией. Эксперт полагает, что вырученные средства ЛУКОЙЛ может направить на проекты в Иране и Узбекистане, а также на дивиденды.
Материал предоставлен службой новостей РБК
Материалы к статье