На паромы для перевозки поездов РЖД запросят немецкие субсидии
Вице-премьер Дмитрий Козак поручил Минтрансу, Минфину и Минэкономразвития проработать предложение компании «СПГ Горская», которая хочет построить три парома для перевозки железнодорожных составов в Калиниградскую область и управлять ими. Копия поручения от 13 марта есть у РБК, представители министерств подтвердили его получение. Вопрос обсуждается, никаких решений пока не принято, сказал РБК представитель Козака. Заместитель министра транспорта Виктор Олерский считает инициативу «поверхностной».
Паромная переправа для грузовых поездов действует на маршруте Усть-Луга-Балтийск с 2006 года, сейчас на линии эксплуатируются два парома, оба вскоре должны быть списаны. Для замены планируется построить три парома, которые обеспечат транспортную безопасность Калининградской области, говорится в протоколе по итогам совещания у Дмитрия Козака от 22 февраля (копия есть у РБК). При этом они будут использовать в качестве топлива СПГ, поскольку Международная морская организация последовательно ужесточает экологические нормы для бункеровочного топлива в Балтийском море, напоминает директор по развитию Portnews Надежда Малышева. Три парома будут стоить 14,1 млрд руб, писал «Коммерсантъ». Государство готово выделить 5,1 млрд руб. в качестве субсидий, остальные средства в виде кредита должен выделить «Газпромбанк». Для строительства и управления паромами планируется создать специальную проектную компанию (SPV), где РЖД получит 25%+1 акция, но контролирующий акционер пока не найден, следует из протокола совещания у Козака. SPV- компания должна заключить долгосрочные контракты на условиях take or pay с основными грузоотправителями и получателями грузов.
«СПГ Горская» хочет стать контролирующим акционером перевозчика, рассказал РБК ее совладелец Кирилл Лятс. Он также намерен привлечь в проект субсидии правительства Германии. В декабре бундестаг принял закон, согласно которому Германия может субсидировать 60% от разницы в стоимости между паромом, который использует в качестве топлива СПГ, и конвенциальным (на мазуте или дизеле), объясняет он. Чтобы получить субсидию, компания зарегистрирует «дочку» в Германии, а также продлит маршрут от Балтийска до немецкого порта — это может быть Засниц или Любек.
Строительство одного парома, по оценке Выборгского завода, обойдется примерно в 5 млрд руб (77,4 млн евро), у правительства Германии можно привлечь 23,6 млн евро, говорит Лятс. На остальную сумму компания рассчитывает взять банковский кредит. По замыслу Лятса, SPV-компания может заключить десятилетний контракт на bareboard-charter с РЖД, то есть зафрахтовать паромы, набрать команду и оказывать РЖД услугу по перевозке грузов «под ключ» по фиксированной ставке в 103 000 евро в сутки. При этом все расчеты с грузоперевозчиками РЖД будет вести самостоятельно.
«СПГ Горская» заинтересована в проекте, поскольку новые паромы станут крупными потребителями СПГ, а компания как раз развивает это направление. В течение года «СПГ Горская» планирует завершить строительство двух проектов по бункеровке СПГ в Эстонии и в Германии, говорит Лятс. Компания также пытается построить плавучий завод на 1,3 млн т СПГ недалеко от порта Бронка в Финском заливе и развивать бункеровочный бизнес.
Чем занимается «СПГ Горская»
Компания СПГ «Горская» зарегистрирована в феврале 2015 года, это ООО с уставным капиталом в 10 000 рублей, финансовые показатели не раскрывает. Ее на паритетных началах контролируют Кирилл Лятс и Андрей Вакуленко. Реализованных работающих проектов у «СПГ Горская» пока нет. Кирилл Лятс также является совладельцем нескольких ООО, а также ЗАО "МЕТАПРОЦЕСС" (выручка в 2009 году- 1,2 млрд руб, более поздних данных нет). ЗАО «МЕТАПРОЦЕСС» построила два завода по производству метанола на Юрхаровском месторождении НОВАТЭКа, завод по стабилизации газового конденсата и установку регенерации метанола на Камчатке для «Газпрома», рассказал Лятс РБК.
Андрей Вакуленко раньше работал врио гендиректора Астраханского судостроительного производственного объединения, владеет несколькими ООО в Астрахани).
Минтранс не против инициатив частных компаний, но пока предложение «СПГ Горская» выглядит поверхностно, рассказал РБК заместитель министра транспорта. Инициатива продлить маршрут до Засница выглядит странно, так как грузов в этом направлении просто нет и это всем известно, говорит чиновник. «Мы пытались работать на этом направлении несколько лет назад и в результате прекратили, сообщение стало нерегулярным, так что маршрут не будет окупаться», — объясняет он. Сомневается Олерский и в предоставлении субсидий со стороны немецкого правительства. «СПГ Горская» предлагает свое участие в проекте в качестве будущего бункеровщика, но их собственные проекты только строятся. Между тем «Криогаз» Газпромбанка уже владеет действующими мини-заводами СПГ и строит еще один терминал в Высоцке, рассуждает Олерский. По его словам, в существующих условиях (долгосрочные контракты, договоры take-or-pay, субсидии государства) проблем с привлечением инвесторов быть не должно. Участие в проекте может быть интересно структурам, подведомственным «Росморречфлоту», а также правительству Калининградской области, считает Малышева.
Представители других министерств отказались раскрыть РБК позицию по вопросу участия «СПГ Горская» в проекте. Предложение компании было получено в рабочем порядке, никакой информации о заинтересованности и потенциальной выгоде Германии в софинансировании строительства, а также последствиях от реализации именно такой схемы финансирования, не поступало, сказал РБК источник в Минэкономразвития. Представитель РЖД отказался от комментариев. Представители «Газпромбанка» и правительства Германии не ответили на запрос РБК.
Материал предоставлен службой новостей РБК
Материалы к статье