Санкции против Ирана вступили в силу. Больше всех выиграла Россия
Россия смогла расширить поставки нефти, продовольствия и техники благодаря санкциям, которые США ввели в отношении Ирана, выяснили в The Wall Street Journal. Россия воспользовалась ограничениями и заняла рынки, на которых раньше торговал Иран.
Как и предполагалось, пятого ноября Соединенные Штаты ввели санкции против нефтяного сектора Ирана. Введение санкций сопровождалось угрозами в сторону тех, кто продолжает покупать нефть у этой ближневосточной страны. Эти государства также попадут под жесткие экономические ограничения со стороны Соединенных Штатов.
Перед необходимостью искать новые источники поставок оказались азиатские и европейские нефтеперерабатывающие заводы. Им требуется сырье, которое на фабриках перерабаывают в бензин, моторное масло и другие товары широкого потребления. Качество сорта Urals, которые экспортируют российские нефтяники, оказалось близким к иранской нефти — и Россия смогла заменить выпавшие объемы поставок европейским и азиатским покупателям. Благодаря сходству сортов тем даже не пришлось модифицировать оборудование, следует из статьи Wall Street Journal.
Что касается иранской нефти, которая разом лишилась покупателей, то Россия и здесь смогла использовать санкции себе на пользу. В условиях резкого падения спроса на иранскую нефть Россия заключила с Ираном бартерное соглашение, в рамках которого ближневосточное государство смогло поставлять сырье в Россию в объеме не менее 100 тыс. барр./сутки.
Россия не будет платить деньги за эти поставки. Вместо долларов Иран будет получать произведенную в России технику и оборудованием по программе «нефть в обмен на товары». Россия будет перерабатывать купленную нефть для использования внутри страны. Это освободит ее собственную нефть для более прибыльных экспортных поставок.
Нефтяной сектор является краеугольным камнем экономики Ирана, поэтому санкции США нацелены именно в эту сторону, указывает The Wall Street Journal. Вашингтон хочет запереть в стране все 2,2 млн барр. нефти, добываемой Ираном в сутки, угрожая покупателям экономическими санкциями. Многие из них используют банковскую систему США и поэтому уязвимы, что побуждает их снижать закупки у Ирана.
Другое дело — Россия. Страна уже находится под американскими санкциями, а ее экономика и финансовая система меньше связана с США и западноевропейскими странами.
Французская нефтегазовая компания Total прекратила закупки иранской нефти в июле. В следующем месяце она купила 217 тыс. барр. нефти в России для своего нефтеперерабатывающего завода во Франции. Это максимальный объем с начала текущего года.
После трехмесячного перерыва возобновила покупки российской нефти и Турция. Несмотря на то, что эта страна заявила, что не будет подчиняться требованиям США, многие компании в стране имеют долгосрочные глубокие международные связи с Соединенными Штатами и могут пострадать от американских санкций.
Ситуация уже привела к росту доходов энергетических компаний в России. В частности, «Роснефть» сообщила об увеличении чистой прибыли в три раза за первые девять месяцев текущего года, что произошло в основном благодаря увеличению производства и повышению цен на марку Urals.
C 30 октября котировки «Русснефти» выросли на 3,56%, обыкновенные акции Саратовского нефтеперерабатывающего завода подорожали на 2,67%.
Аналитики полагают, что снижение цен на нефть, наблюдавшееся в последнее время, не должно беспокоить производителей. Хотя с начала октября цены на Brent упали на 17%, а сорт WTI вчера установил рекорд по длительности непрерывного падения цен с 2014 года — восемь торговых сессий подряд, дальнейшее падение котировок маловероятно.
«Цена на баррель марки Brent может стабилизироваться после недавнего ослабления и остаться в диапазоне $70-80 в ближайшем будущем, — считает глава отдела стратегий Saxo Bank на товарно-сырьевом рынке Оле Хансен. — Причина, послужившая причиной резких продаж — сокращение запасов нефти. В будущем это может привести к проблемам».
Материалы к статье