Китай запретил полеты Boeing 737 Max. Котировки самолетостроителя рухнули
Boeing 737 «Эфиопских авиалиний»
Власти Китая распорядились приостановить полеты авиалайнеров Boeing 737 Max 8 до выяснения причин аварии в Эфиопии, сообщил The Wall Street Journal. Вслед за Китаем такое решение приняли в самой Эфиопии. Вероятность такого шага также обсуждают в Индонезии, а в Южной Корее начали масштабную проверку лайнеров Boeing. Акции Boeing отреагировали падением на 12%.
По мнению аналитиков, бойкот одной из самых перспективных моделей Boeing негативно отразится на компании. Акции компании в ближайшее время будут двигаться вниз, рассказали эксперты, опрошенные РБК Quote.
Лайнер Boeing 737 Max 8 — вторая версия узкофюзеляжного 737 Max, эксплуатация которого началась в 2017 году. Эти лайнеры должны были заменить серию Boeing 737 Next Generation. Однако две катастрофы подряд поставили под вопрос планы компании.
Десятого марта текущего года в Эфиопии разбился лайнер Boeing 737 Max 8 «Эфиопских авиалиний», который летел из Аддис-Абебы в столицу Кении Найроби. Жертвами крушения стали 157 человек. Предыдущая авария произошла 29 октября 2018 года. Тогда Boeing 737 Max 8 авиакомпании Lion Air разбился в Индонезии близ Джакарты.
На текущий момент авиалайнеры этой модели есть у многих авиакомпаний по всему миру. Китайская компания China Southern Airlines владеет 16 самолетами серии 737 Max и ожидает поставки еще 34. Крупным заказчиком является американская Southwest Airlines — сейчас в ее парке 31 лайнер серии 737 Max. Еще один крупный заказчик — индонезийская Lion Air, которая заказала 201 авиалайнер и получила пока 14.
Поспешное решение Китая приостановить полеты вызвало недоумение в индустрии. Контролирующие органы крупного государства приостановили полеты до того, как то же самое сделали власти страны, которая сертифицировала этот тип воздушных судов. Это не соответствует традиционным правилам, пишет The Wall Street Journal.
Так как решение было принято до того, как американские следователи прибыли на место крушения, и даже до того, как Boeing сообщил новость диспетчерам, Федеральному агентству гражданской авиации США, возможно, придется решать вопрос публично, объяснило издание сложившуюся ситуацию.
Китайские авиакомпании эксплуатируют 96 самолетов этой серии. Представитель США, пожелавший остаться неизвестным, заявил, что не знает, на каком основании действуют китайские власти, поскольку расследование катастрофы только началось. По его словам, в США пока не планируют следовать примеру Китая, так как информации о том, почему упал самолет в Эфиопии, недостаточно.
Активный отказ от эксплуатации Boeing 737 Max негативно повлияет как на самого производителя, так и на бизнес его клиентов, рассказали аналитики. «Для мировой экономики эти лайнеры — буквально двигатели роста», — констатировал Мишель Мерлузу, директор исследовательской компании AIR, занимающейся анализом рынка военно-воздушного рынка.
Серия авиалайнеров 737 Max генерирует почти треть операционной выручки Boeing, а также составляет костяк многих авиапарков в мире, которые используют эти самолеты на коротких дистанциях. В январе Boeing поставил 350 самолетов серии 737 MAX и получил заказы еще на 5 тыс. от авиакомпаний развивающихся стран. Теперь эти заказы под вопросом.
«Модельный ряд 737 — главный генератор заказов для Boeing. В 2018-м на них приходилось 72% всех поставок, или 580 единиц. Обновленные версии ряда 737 MAX являются основным двигателем продаж. Высокая зависимость продаж от этих моделей говорит о том, что недавняя катастрофа вряд ли останется без последствий для Boeing», — рассуждает аналитик «Фридом Финанс» Ален Сабитов.
«В то же время маловероятно, что Boeing 737 MAX будет снят с производства. Его проблемы скорее связаны с недоработками в области программного обеспечения, чем с работой двигателя или других комплектующих. Благодаря этому долгосрочных негативных последствий для Boeing мы пока не видим», — добавил эксперт.
У компании также могут возникнуть трудности с продвижением новых моделей самолетов. В частности, по следам катастрофы в Эфиопии Boeing отложил презентацию следующей модели, Boeing 777X, сообщило агентство Reuters.
«Конструкция лайнера B737 Max имеет опасные недостатки, — уверен бывший пилот коммерческих рейсов и консультант по безопасности полетов в индийском городе Ченнаи Мохан Ранганатан. — Есть определенная схожесть между крушениями Lion Air и Ethiopian Airlines Max».
Если новые проверки выявят риски для пассажиров и экипажа, эксплуатация модели может быть остановлена по всему миру, полагает заместитель председателя правления Локо Банка Андрей Люшин. «Boeing уже продал 354 таких самолета. Ситуация может привести к обвалу котировок Boeing», — предупредил аналитик. По словам Алена Сабитова, модели линейки MAX выступают главным факторов роста выручки Boeing.
«Крушение в Эфиопии, безусловно, окажет негативное влияние на акции Boeing, — подтвердил управляющий партнер Exante Алексей Кириенко. — Это уже второе происшествие с относительно новыми 737 за последние полгода, которое, вероятно, заставит задуматься покупателей о надежности этих машин, а может и пересмотреть заказы в пользу авиастроительной компании Airbus. Китай, на долю которого приходится 25% покупок Boeing, может рассматривать такой шаг как инструмент в «торговой войне» с США».
Эксперты, опрошенные Refinitiv, по-прежнему позитивно оценивают перспективы Boeing. Из 24 профильных аналитиков 19 человек рекомендует покупать акции американской компании, пятеро советуют держать. Консенсус-прогноз предполагает, что в ближайший год акции вырастут на 13,95%, до $446,5 за штуку.
Материалы к статье