Американский рынок акций обновил очередной максимум
«К началу последнего квартала года американский рынок акций обновил очередной максимум. На прошлой неделе инвесторы вновь начали делать ставку на реализацию экономической программы президента США Дональда Трампа, который в среду выступил с последней версией плана действий в налоговой сфере. Однако то, какая часть из предложенных Трампом реформ будет поддержана конгрессом, остается неизвестным, в связи с чем участникам рынка акций, вероятно, стоит соблюдать определенную осторожность.
Не исключено, что вторая волна аппетита к риску, ориентированного на реализацию планов президента Трампа, схлынет точно так же, как и первая. С анализом программы администрации Трампа в налоговой сфере можно ознакомиться в таких документах, как Big 6 Tax Framework Could Cost $2,2 Trillion (авторы – Комитет за ответственный федеральный бюджет) и Preliminary Analysis of The Unified Framework (Центр налоговой политики). Также представляют интерес довольно резкие комментарии Дэвида Стокмана, экс-главы бюджетного офиса при президенте Рональде Рейгане (Memo To Steve Mnuchin and Gary Cohn: You’re Fired).
Доходности казначейских обязательств США на прошлой неделе выросли, а доллар – укрепился. Среди валют ведущих стран лучший результат в сентябре показал фунт. Согласно последнему исследованию Британской конфедерации промышленников (CBI), в сентябре рост оборота розничной торговли в стране достиг максимума за последние два года (впрочем, это вряд ли остановит поток негативных комментариев со стороны скептиков, настойчиво сулящих Великобритании проблемы в связи с выходом из состава ЕС).
Цены на нефть остаются вблизи максимальных значений текущего года, хотя ситуация на рынках базовых металлов выглядит менее позитивно. Рынки акций развивающихся стран по-прежнему торгуются в восходящем тренде, сохраняющемся с начала года. Индекс MSCI Equity нащупал поддержку на уровне своего 50-дневного скользящего среднего.
В октябре также исполняется три года с тех пор как ФРС прекратила покупку облигаций в рамках программы количественного смягчения. Размер баланса ФРС, который с тех пор оставался неизменным ($4,5 трлн), с этого месяца начнет сокращаться – для начала на $10 млрд. К октябрю следующего года темпы сокращения баланса, по планам ФРС, должны достичь $50 млрд в месяц.
С тех пор как в октябре 2014 года ФРС завершила программу количественного смягчения, целевой диапазон ставки по федеральным фондам был повышен с 0,00–0,25% до 1,00–1,25%. Средние темпы роста денежной массы (агрегат M2), которые, судя по всему, не учитываются в модели инфляции ФРС и потому по большому счету игнорируются рынком, за этот период составили 5,9%. Согласно данным еженедельного статистического отчета ФРС (H.8), темпы банковского кредитования в США остаются практически неизменными, однако есть и другая статистика, указывающая на замедление роста банковских кредитов.
Что касается роста экономики США, согласно модели GDPNowcast ФРБ Атланты, в третьем квартале 2017 года рост в годовом выражении составил 2,3%. На этой неделе в США в пятницу выйдут данные о количестве рабочих мест в несельскохозяйственных отраслях США, которые предположительно подтвердят сохранение низких темпов роста зарплат, несмотря на низкую безработицу.
В конце недели появилась новость о том, что президент Трамп рассматривает кандидатуру Кевина Уорша на пост нового председателя ФРС. Судя по всему, все больше участников рынка сходятся во мнении, что срок полномочий Джанет Йеллен, истекающий в следующем феврале, продлен не будет. Уорш, судя по ранее публиковавшимся комментариям, является сторонником более жесткой монетарной политики, хотя некоторые комментаторы считают, что он может поддержать обозначенный Трампом курс на стимулирование экономического роста. Так ли это, покажет время.
Если данное предположение подтвердится, то существует риск ускорения инфляции и гораздо более значительного роста доходностей казначейских обязательств США (доходность 10-летних UST может превысить 3%). Сама Йеллен в своем выступлении на прошлой неделе (Inflation, Uncertainty, and Monetary Policy) не выразила большой уверенности в том, что ФРС действует в правильном направлении. Она признала, что возглавляемая ей команда могла ошибаться в своей оценке степени улучшения ситуации на рынке труда, того, насколько долгосрочные инфляционные ожидания коррелируют с целевым уровнем инфляции, и даже в оценке фундаментальных факторов, определяющих уровень инфляции. Опубликованный на прошлой неделе индекс-дефлятор личных потребительских расходов (PCE), который ФРС использует в качестве основного индикатора инфляции, составил 1,3% (против 1,4% месяцем ранее). На наш взгляд, это плохо согласуется с оценкой ФРС, согласно которой низкая инфляция – это ненадолго.
Кроме того, стоит отметить, что в руководстве ФРС становится все больше вакантных мест. Недавно свой пост покинул зампред ФРС Стэнли Фишер, и теперь свободны четыре позиции из семи. При этом сенат до сих пор не утвердил кандидатуру Рэндалла Куорелза, номинированного на одно из оставшихся трех мест. Вдобавок ко всему, необходимо найти кандидата на должность главы ФРБ Ричмонда (имеет право голоса в составе ФРС в 2018 году).
Изменения в составе ФРС примерно совпадают по времени с предстоящими изменениями в руководстве других центробанков. В 2018–2019 гг. заканчиваются сроки полномочий руководителей всех крупнейших центробанков, и им на смену придут другие люди, которые могут в значительной степени изменить направление денежно-кредитной политики, включая уход от инфляционного таргетирования или даже от «независимости» центробанков (основная тема конференции, проводившейся Банком Англии в четверг и пятницу на прошлой неделе. Особое внимание рекомендуем обратить на блестящую презентацию главного экономиста Citi профессора Вильяма Битера, который приходит к выводу, что независимость центробанков едва ли продлится долго).
В настоящий момент участники рынка ожидают, что процесс нормализации монетарной политики будет плавным и постепенным. Кроме того, ожидания инвесторов в отношении процентных ставок, особенно в США, намного ниже, чем самих центробанков. Рынки не верят в то, что в рамках текущего цикла ставка по федеральным фондам может достичь 2,75% (медианный долгосрочный прогноз членов ФРС).
На этой неделе рынки Китая, как и некоторых других азиатских стран, закрыты по случаю праздников. На прошедших выходных Народный банк Китая снизил резервные требования для банков с целью стимулировать кредитование малого бизнеса. Все эти изменения проводятся в преддверии очередного съезда Компартии Китая, который начнется 18 октября в Пекине. Главной темой его экономической повестки, очевидно, станет вопрос обеспечения финансовой стабильности и устойчивого экономического роста.
После резкого укрепления относительно доллара юань в прошлом месяце начал быстро ослабевать (8 сентября курс доллар/юань составил 6,44). Разворот в динамике курса юаня был обусловлен отменой резервных требований по форвардным сделкам, введенных два года назад после девальвации юаня.
Старший стратег Societe Generale Кит Джакс отмечает, что на валютном рынке китайские власти в этом году добились исключительно хороших результатов. В начале года на фоне обвинений в валютном манипулировании, прозвучавших в адрес Китая из уст президента Трампа, любое дальнейшее укрепление юаня спровоцировало бы ответную реакцию со стороны Минфина США. Однако в итоге отношения Китая и США улучшились, и торговой войны удалось избежать.
Укрепление евро и ослабление доллара помогли Китаю и обусловили снижение курса доллар/юань без значительного изменения стоимости корзины валют. Кроме того, ослабление доллара остановило сокращение валютных резервов Китая и позволило стране возобновить покупку казначейских облигаций США. По стечению обстоятельств 8 сентября доходность 10-летних UST достигла минимального уровня 2,01%. Вполне вероятно, что ранее Китай покупал евро и продавал доллар для ребалансировки своих резервов. Таким образом, действия Китая – это ключ к пониманию динамики доходностей облигаций США и изменения курсов основных валют.
Между тем беспорядки, спровоцированные референдумом в Каталонии, вызывают беспокойство у руководства Испании и ЕС. События последних дней заставляют вспомнить конфликт в Северной Ирландии и Гражданскую войну в Испании. Последствия конфликта могут быть очень неприятными и нести угрозу целостности монетарного союза. Что касается ЕС, националистические движения не вписываются в видение Евросоюза о дальнейшей интеграции с целью создания европейского «супергосударства».
С точки зрения ЕС устранение национального суверенитета является принципиальным и необходимым элементом европейской интеграции. Тем не менее рост популистских политических сил в еврозоне, так же как и результаты парламентских выборов в Германии, говорят о том, что европейская интеграция, возможно, достигла своего пика. Не исключено, что Brexit положил начало процессу распада ЕС и на текущий момент является наименьшей из проблем союза», – комментирует Нил Маккиннон, глава подразделения по макроэкономической стратегии на глобальных рынках «ВТБ Капитала».
Материалы к статье