Улучшить ожидания по дефициту бюджета помог новый прогноз МЭР
В пятницу Минфин озвучил новые оценки дефицита федерального бюджета на предстоящие годы. Так, ведомство ожидает его на уровне 1,4% ВВП в 2018 году и 0,8-0,9% ВВП в 2019 году. Ранее А. Силуанов заявлял, что на текущий год дефицит составит чуть более 2% ВВП, то есть, с одной стороны, больше, чем в обновленном весной плане бюджета (1,6% ВВП), но в пределах оценки, зафиксированной в законе о бюджете (2,1% ВВП; 1,92 трлн руб.). Пока оценки на предстоящие годы выглядят лучше, чем действующий план Минфина. Так, в 2018 году дефицит должен уменьшиться до 1,36 трлн руб. (закон о бюджете — 2 трлн руб.), а в 2019 году – до 0,88 трлн руб. (против 1,14 трлн руб.). Мы полагаем, что улучшить ожидания помог новый прогноз Минэкономразвития, опубликованный в конце августа (более высокий уровень ВВП, сохранение умеренно позитивных предпосылок относительно рублевой цены нефти). В частности, МЭР значительно повысил уровень номинального ВВП в 2018 году (с 92,3 трлн руб. до 97,5 трлн руб.) и 2019 году (с 98,9 трлн руб. до 103,2 трлн руб.).
Этот фактор, на наш взгляд, оказывает позитивное влияние по двум направлениям. С одной стороны, он позволяет рассчитывать на увеличение ненефтегазовых доходов, а с другой, оценка дефицита в процентах от ВВП технически выглядит ниже даже при сохранении номинального объема дефицита. Кроме того, новый базовый сценарий Минэкономразвития предполагает сохранение прежнего уровня рублевой цены нефти в 2018 году (2833 руб./барр.): более крепкий курс рубля (64,7 руб./долл.) компенсируется более высокой ценой нефти ($43,8/барр.). В 2019 году рублевая цена нефти теперь прогнозируется несколько ниже (2783 руб./барр. против 2961 руб./барр.), что, впрочем, не столь сильно отразится на бюджетных параметрах из-за бюджетного правила, которое будет действовать в течение 2018-2019 годов. Так, во-первых, его действие, по расчетам министерства, снизит чувствительность рубля к нефти (меньшее укрепление рубля при росте цен на нефть), способствуя росту нефтегазовых доходов. Во-вторых, аккумулирование сверхплановых бюджетных доходов за 2017-2019 годы поможет сохранить бюджетную дисциплину (позволит не увеличивать расходы в ответ на рост доходов). Пока Минфин (и правительство в целом) подтверждает способность ограничить внеплановый рост бюджетных расходов, что в значительной степени помогает снижать дефицит бюджета. Примером этого, в частности, может являться достаточно умеренный уровень внеплановых предвыборных расходов (100 млрд руб.), для сравнения — средства, потраченные в январе на единовременную прибавку пенсионерам, составили 220 млрд руб.
Материалы к статье