Инвестиции
Отключить рекламу
Темная тема
РБК Comfort
Рубрики
Другие проекты

Последние новости

Официальный курс доллара приблизился к ₽104
·
Курсы валют
USD 103,27
+3,24%
12 дек. 2024 г.
12 дек. 2024 г.
12 дек. 2024 г.
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает
Pro
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает
0

«ВТБ Капитал»: Китай остается крупнейшим держателем UST

«Снижение напряженности в отношениях между США и Северной Кореей способствовало стабилизации обстановки на мировых финансовых рынках, однако ясно, что ситуация остается непредсказуемой и в любой момент может вновь измениться, спровоцировав негативную реакцию со стороны инвесторов.

Между тем в Китае вышла очередная порция макроэкономической статистики, свидетельствующей о снижении темпов роста экспорта и промышленного производства, а также о дальнейшем (хотя и довольно скромном) замедлении роста денежной массы (M2) и кредитования. Рассчитываемый Bloomberg индекс China Credit Impulse Index в последнее время в годовом сопоставлении снижался (что оказывало давление на общий уровень экономической активности в стране), но, согласно последним данным, немного вырос.

Активный подъем сводного индекса Шанхайской фондовой биржи, который мы наблюдали в течение последних трех месяцев, сменился консолидацией, укрепление юаня, на прошлой неделе достигшего отметки 6,65 относительно доллара, пока также застопорилось. По сообщениям СМИ, президент Трамп потребовал провести расследование на предмет нарушения Китаем прав интеллектуальной собственности. Опасность заключается в том, что подобное расследование может привести к более широкомасштабной торговой войне.

МВФ вчера опубликовал ежегодный доклад о состоянии китайской экономики. Его основная мысль: переход Китая к более устойчивой модели экономического роста продолжается, чему способствует заметный прогресс в проведении широких социально-экономических реформ. По оценкам МВФ, рост реального ВВП Китая в этом году составит 6,7%, что аналогично результату прошлого года. В качестве основных факторов роста названы реализованная в прошлом году программа фискального стимулирования, отложенный эффект роста кредитования и увеличение внешнего спроса. Инфляция прогнозируется на уровне 2%, что также соответствует уровню прошлого года.

Мы по-прежнему считаем, что в связи с предстоящей в этом году сменой руководства страны власти Китая постараются сделать все необходимое для обеспечения экономической и финансовой стабильности. В этом году были предприняты усилия для ограничения вывоза капитала, что нашло отражение в возобновлении роста международных резервов. Согласно данным, представленным вчера Минфином США, по итогам июня Китай вновь занял первое место в мире по объему вложений в американские казначейские обязательства.

Помимо этого, власти Китая предпринимают шаги для снижения долга корпоративного сектора (который в процентном отношении к ВВП уже достиг 128%) и ограничения активности альтернативного банковского сектора. Объем внутреннего кредитования частного сектора сейчас составляет 183% ВВП, а к 2021 году, по оценкам МВФ, должен достичь 202%. Суммарный долг правительства, домохозяйств и корпоративного сектора составляет 234% ВВП и, по прогнозам МВФ, к 2022 год может увеличиться до 300% ВВП.

МВФ также отмечает, что Китай имеет одно из самых высоких в мире соотношений сбережения/ВВП. Своего максимума в 52% данный показатель достиг в 2008 году и с тех пор снизился до 46%, что все равно существенно превышает среднемировой уровень (25%). Это является одной из основных причин внешних и внутренних дисбалансов в экономике Китая. Чрезмерный объем сбережений неизбежно ведет к избыточным инвестициям – либо внутренним, либо внешним – что, в свою очередь, приводит к значительным дисбалансам.

В данный момент основным «генератором» сбережений выступает население, тогда как в начале 2000-х гг. эту роль играл корпоративный сектор, что было отчасти связано с недооцененностью национальной валюты. В 2007 году профицит текущего счета Китая достиг 9% ВВП, став одним из факторов высокого уровня сбережений в мире и снижения мировых процентных ставок. В данный момент профицит текущего счета Китая составляет всего 2% ВВП (против, например, 8–9% в случае Германии). По мнению авторов доклада, со временем демографические изменения должны будут привести к снижению нормы сбережений в Китае.

Между тем, несмотря на все попытки властей страны уйти от инвестиционной, экспортоориентированной модели экономического роста, структура спроса в китайской экономике по-прежнему значительно отличается от среднемировой. Коэффициент инвестиции/ВВП составляет 44%, что довольно много, при этом доля потребительских расходов в процентом отношении к ВВП равна 39% против среднемирового значения на уровне 60%.

В то же время численность среднего класса в Китае составляет 200 млн человек, что вдвое больше, чем в США. Китай вносит значительный вклад в рост глобального потребления. Для Великобритании рост потребительского спроса в Китае наряду с ростом туризма являются ключевыми причинами того, что английская экономика находится в сравнительно хорошем состоянии, несмотря на Brexit. Согласно опубликованной сегодня статистике, уровень безработицы в Великобритании опустился до 42-летнего минимума.

МВФ вновь обращается к одному из аспектов китайской экономики, которому многие комментаторы уделяют повышенное внимание. МВФ отмечает, что нынешние темпы роста кредитования создают угрозу «жесткой посадки» китайской экономики, что может стать реальностью в случае разворота текущего тренда. По оценкам МВФ, в отсутствие подобных темпов роста кредитования средние темпы роста реального ВВП Китая в последние пять лет составляли бы 5,5% в год.

Если правительство страны продолжит придерживаться текущей стратегии, суммарный объем кредитов в процентном отношении к ВВП, согласно расчетам МВФ, к 2022 году увеличится еще на 60 п.п., превысив 290%. Быстрый рост кредитования обеспечил высокие темпы экономического роста в период после финансового кризиса. За последние пять лет номинальный объем кредитования нефинансового сектора вырос более чем в два раза, а общий объем кредитов, предоставленных нефинансовым организациям, в 2016 году увеличился до 230% ВВП.

В результате, как отмечает МВФ, «кредитный гэп», то есть отклонение коэффициента кредитование/ВВП от исторического тренда, составляет около 25% ВВП, что значительно выше максимального порогового значения (по оценке Банка международных стандартов). Авторы доклада проанализировали 43 эпизода кредитных бумов, в рамках которых отношение кредитования к ВВП за пять лет повышалось более чем на 30 п.п., и пришли к выводу, что лишь пять из них не привели к значительному снижению темпов роста или финансовому кризису.

МВФ также отмечает, что все кредитные бумы, начинавшиеся в период, когда соответствующие коэффициенты превышали 100% (как в Китае), закончились плохо. Однако в случае Китая есть смягчающий фактор – большая часть долга сосредоточена на внутреннем рынке, тогда как внешний долг находится на сравнительно низком уровне. При этом у корпоративного сектора есть «состоятельный покровитель» в виде Народного банка Китая, который может взять его долг на свой баланс. Однако цена такого «спасения» может быть высокой – давление на китайскую банковскую систему может привести к сокращению кредитования, что может иметь негативные последствия для зарубежных рынков.

МВФ задается вопросом: «Зачем волноваться по поводу роста кредитования в Китае?». И сам же на него отвечает, говоря о том, что эффективность кредитования и использования ресурсов снижается. В 2007–2008 гг. для того, чтобы повысить номинальный ВВП примерно на 5 трлн юаней, требовалось выдать кредитов на сумму 6,5 трлн юаней, а в 2015–2016 гг. для этого требовалось уже 20 трлн юаней.

В Вашингтоне начались переговоры по поводу дальнейшей судьбы Североамериканского соглашения о свободной торговле (NAFTA). Торговая политика президента Трампа имеет явный уклон в сторону протекционизма, а сам Трамп обвиняет основных торговых партнеров США в недобросовестной конкуренции.

Однако торговый дефицит США с Мексикой не так велик, а с Канадой он вообще отсутствует. Как отмечается в исследовании института Петерсона, если Белый дом стремится к устранению торговых дисбалансов, то ему следует обратить внимание на дефицит бюджета. Целью любого торгового соглашения должно быть увеличение торгового оборота и общий рост экономики», – сообщил Нил Маккиннон, глава подразделения по макроэкономической стратегии на глобальных рынках «ВТБ Капитал».

Поделиться

Материалы к статье

Виджеты

Мой портфель

Вы недавно смотрели

Котировки

IFX-Cbonds
00:00
928,97
-0,02%