ФГ БКС: Надежды на рост госрасходов и доходов населения вряд ли сбудутся в этом году
«Минфин не будет тратить дополнительные доходы, которые, вероятно, будут получены вследствие роста цен на нефть выше официального прогноза, заявил министр финансов Антон Силуанов. Эти поступления пойдут в этом году на сокращение трат из суверенных фондов для покрытия дефицита бюджета. По словам министра, Владимир Путин полностью поддержал решение ведомства. Такая практика сохранится, пока не будут определены параметры нового «бюджетного правила». Ранее Минфин предложил в качестве нового правила автоматически направлять все дополнительные доходы бюджета при цене на нефть выше $40/барр. в Резервный фонд.
За комментариями Силуанова последовало заявление ЦБ, который поддержал решение Минфина и отметил, что такая практика позволит достичь целевого уровня инфляции и обеспечит стабильность курса рубля. Также при сохранении высоких цен на нефть регулятор, вероятно, рассмотрит возможность возобновления покупок валюты.
Слова Силуанова подтверждают наш взгляд, что цены на нефть выше официального прогноза вряд ли окажут существенное влияние на бюджетные расходы, т.е. правительство по-прежнему будет придерживаться жесткой фискальной политики, предпочитая сохранять или наращивать суверенные фонды. Однако такая политика не исключает небольшого увеличения госрасходов, например незапланированную индексацию зарплат и пенсий во втором полугодии 2017 года в пределах 100–200 млрд руб., что не окажет существенного влияния на структуру бюджета. В целом жесткий подход к бюджету означает, что надежды на то, что высокие цены на нефть приведут к росту госрасходов и доходов населения, вряд ли сбудутся в этом году.
Приоритетом для регулятора остается инфляционное таргетирование, и решение правительства придерживаться жесткой бюджетной политики безусловно облегчит эту задачу для ЦБ. Слова о возможных покупках валюты регулятором не стоит рассматривать как указание на готовность ЦБ манипулировать курсом рубля. Мы считаем, что: 1) покупки, вероятно, будет осуществлять ЦБ от лица Минфина, когда тот начнет перенаправлять излишние доходы в Резервный фонд, 2) объемы интервенций будут небольшими (около $100–200 млн в день, как в 2015 году) и не окажут заметного влияния на динамику рубля. Наконец, заявление ЦБ также стоит считать вербальной интервенцией, направленной на стабилизацию рубля и прекращение его «избыточного» укрепления. Тот факт, что комментарии появились за два дня до инаугурации нового президента США показывает, что российские власти ожидают положительной динамики в отношениях с Западом в ближайшее время, что может увеличить притоки инвестиций на российский рынок и вызвать дальнейшее укрепление рубля», – прокомментировал главный экономист ФГ БКС Владимир Тихомиров.
Н.Щ.
Материалы к статье