В Китае замедлился рост экономики. Почему это важно для рубля
Китай, вторая экономика мира, теряет темпы роста, констатируют аналитики. В стране падают продажи автомобилей: уже нет никаких +30% прироста к цифрам прошлого года, как это было еще в 2016 году. В 2018 году только два месяца из семи продажи превышали 5% год к году, а последние два месяца, по данным China Association of Automobile Manufacturers (CAAM), продажи и вовсе падают по сравнению с показателями лета 2017 года.
В начале августа индексы деловой активности опустились ниже 51 балла. Уровень в 50 баллов — критическая черта, которая отделяет рост от падения.
Валюта и рынки тоже слабеют. Индекс промышленных предприятий КНР Shanghai Composite потерял с максимума, достигнутого в январе, более 20%. Юань за это время подешевел на 8%. В последние три месяца юань стал худшей валютой Азии с точки зрения динамики.
Снижается и кредитование. В отчете от 13 августа экономист по Китаю из компании Capital Economics Чанг Лю написал, что рост всех видов кредита составил 11,4% в июле год к году (против 11,7% в июне) — это самый низкий прирост с 2005 года. На первый взгляд эти цифры не выглядят как торможение, но надо иметь в виду, что кредиты — это мотор роста китайской экономики, на кредитах держатся все экономические чудеса.
Уже 14 августа были опубликованы статистические данные, которые это утверждение доказывают. Темпы роста инвестиций в основной капитал снизились (а это основа роста в будущем), объемы промышленного производства не изменились. Рост потребительских расходов ощутимо не дотянул до ожиданий.
Экономисты предупреждают, что торможение это в некотором роде рукотворное. Юань снижался после того, как китайские власти уменьшили требования к резервам в банках. Путем такого высвобождения связанных в Народном банке Китая средств власти серьезно увеличили ликвидность. Многие аналитики считают, что это было сделано намеренно — чтобы подешевевший юань помог преодолеть последствия торговых войн и подстегнул экспорт.
Снижение показателей экономической активности — это первые заметные последствия борьбы китайских экономических властей с кредитным перегревом. Например, резко сократились проекты региональных властей, реализуемые на кредитные деньги. Падает и так называемое «теневое» кредитование.
По мнению Чанга Лю, Народный банк Китая будет вынужден снижать ставки, чтобы вернуть темпы роста к прежним значениям. Власти недавно уже объявили, что увеличат инфраструктурные расходы. Обещаны и налоговые послабления.
Впрочем, результатов нового подстегивания экономического роста не стоит ждать раньше середины следующего года, предупреждают экономисты.
,>
Торможение экономического роста чревато многими проблемами. Главная опасность — долговая пирамида на рынке недвижимости. Кредитование покупки недвижимости — единственный показатель, темпы роста которого, как показывает отчетность, не собираются затихать.
Попытки отрегулировать качество долгов — это ремонт двигателя прямо на ходу. Одно неверное движение — и долговые пирамиды могут начать рушится. Чтобы появились проблемы, Китаю вовсе не нужна рецессия. Для жителей страны, большинство которых родилось и выросло при темпах роста около 8-10% и трехпроцентный рост покажется катастрофой.
Если дальнейшее торможение снизит темпы роста второй экономики мира, это может иметь серьезные последствия для развивающихся стран. Могут дрогнуть азиатские экономики, многие из которых сильно завязаны на Китай.
Снижение роста Китая может привести с падению цен на многие сырьевые товары, как уже произошло с медью. Для России это может означать дальнейшее снижение роста российской экономики. На 2019 год планы и так-из-за введения НДС — снижены до уровней ниже 1% прироста ВВП. Падение цен на сырье (например, нефть) может отправить российскую экономику обратно в рецессию.
Материалы к статье