Немцев вдохновила автосделка США с Мексикой. Как среагирует евро?
Сентябрьский индекс экономических настроений ZEW в Германии неожиданно для аналитиков вырос на 3 пункта. В августе он держался на уровне -13,7 пунктов, эксперты ожидали снижения до -14. Вместо этого, на неблагоприятном экономическом фоне — во время валютного кризиса в Турции и Аргентине — индикатор подрос до -10,6 пунктов.
Президент ZEW Ахим Вомбах считает, что, по крайней мере частично, причина улучшения — в перезаключении договора NAFTA между Мексикой и США. Главной спорной темой во время переговоров в NAFTA был экспорт автомобилей в США — и ее удалось решить. Мексиканцы, которые сейчас экспортируют автомобили в США беспошлинно, согласились на важную поправку. Теперь большая, чем раньше, доля комплектующих должна быть произведена в странах Северной Америки (участниках договора NAFTA). Если эти правила будут нарушены на уже существующих заводах, автопроизводителю придется платить пошлину 2,5%. Если это будет завод, открытый после подписания соглашения, пошлина резко возрастает.
Индекс экономических настроений считается как разница между доле опрошенных, которые считают, что ситуация в экономике улучшится и долей тех, кто ожидает ухудшения, мнение «не изменится» игнорируется. Историческое среднее значение более +22,9.
Индикатор резко ушел в отрицательную зону в апреле 2018. Тогда немецкие предприниматели осознали, что борьба Трампа с торговым дефицитом не ограничивается Китаем. Огромный дефицит с Европой тоже становится предметом торга и давления. В первом раунде Европа получила повышенные пошлины на сталь и алюминий. Гораздо более опасными для экономики Германии могут стать заградительные пошлины на ввоз в США автомобилей (в 2017 В США было экспортировано немецких автомобилей на $23,6 млрд). Формальный срок их введения наступает в феврале 2019, соответствующее расследование влияния автоимпорта на национальную безопасность ведет сейчас министерство торговли США.
Успех в Мехико позволил немцам выдохнуть, чуть сбросив напряжение. Ведь Европа тоже согласилась на переговоры. New York Times посвятила заметку первой встрече переговорщиков, которая прошла в понедельник 10 сентября в Брюсселе. Первым пунктом было обнуление пошлин на взаимный экспорт-импорт автомобилей. В конце августа Сесилия Мальмстрем, еврокомиссар по торговле, уже заявила, что Евросоюз согласен на эту меру — если и США обнулят пошлины на импорт автомобилей (сейчас они составляют там 2,5% на легковые автомобили и 25%-на грузовики).
Но вчера на переговорах выяснилось, что для принятия такого решения еврокомиссару нужно получить отдельное разрешение от каждой из 19 стран Евросоюза. А это — даже если исключить появление несогласных — процедура долгая. Трамп же не привык ждать. По мнению NYT, вероятность срыва переговоров довольно высока. Так что, возможно, немецкие предприниматели слишком рано стали успокаиваться.
Евро 11 сентября теряет по отношению к доллару, но совсем немного — 0,06%.
Материалы к статье