Обувь и одежда скоро подорожают. Сложный период для «Обуви России»
Ослабление курса рубля и повышение ставки НДС с 2019 года спровоцирует рост цен на одежду и обувь. Об этом РБК рассказали аналитики компании Fashion Consulting Group и представители интернет-магазина одежды, обуви и аксессуаров BAON. По их данным, в бюджетном сегменте цены увеличатся на 5-10%, в премиальном — на 10-20%. Аналитики рекомендуют воздержаться от инвестиций в «Обувь России».
В отличие от цен на продовольствие цены на одежду и обувь обычно растут с некоторой отсрочкой, поскольку увеличение расходов на базовые продукты вынуждает потребителей экономить — прежде всего на развлечениях и обновлении гардероба, объяснила генеральный директор Fashion Consulting Group Анна Лебсак-Клейманс. По ее словам, можные бренды откладывают повышение цен на одежду и жертвовать маржинальностью, чтобы удержать покупателей.
Ценообразование в индустрии моды сильно зависит от валютного курса — к примеру, если для производства одежды используется импортное сырье. В 2017 году рост цен удавалось сдерживать благодаря стабилизации рубля, но с начала 2018 года доллар подорожал более чем на 15%. Вдобавок государство решило с 2019 года повысить ставку НДС с 18 до 20%.
Оба фактора приведут к ускорению инфляции. Усугубляет ситуацию риторика Банка России, который повысил прогноз по инфляции на 2018-2019 годы. В итоге несмотря себестоимость коллекций в 2019 году вырастет и дальше держать цены за счет собственных ресурсов компании не смогут, утверждают Лебсак-Клейманс и глава BAON Илья Ярошенко.
По мнению аналитика инвестиционной компании «Финам» Алексея Коренева, цены на одежду и обувь достигнут прогнозируемых Fashion Consulting Group и BAON уровней к весне-лету 2019 года.
В середине месяца та же Fashion Consulting Group прогнозировала, что в случае продолжения ослабления рубля к доллару и по мере ускорения инфляции российский рынок обуви впервые с 2015 года не вырастет в денежном выражении. В 2017 году, по данным компании, продажи обуви в России достигли 681,9 млрд руб, что стало лучшим результатом за пять лет. Последние три года рынок рос на 5–6% ежегодно.
Эксперты из компании «Infoline-Аналитика» чуть более оптимистичны. С их точки зрения, даже в условиях ослабления рубля продажи в денежном выражении в 2018 году могут вырасти, хоть и более низкими темпами: на 4-5% год к году. Девальвация может побудить потребителей к заблаговременным покупкам, указывает «Infoline-Аналитика».
Текущая макроэкономическая ситуация в потребительском секторе не располагает к покупкам акций «Обуви России», сходятся во мнении аналитики инвестиционных компаний, опрошенные РБК Quote.
В первом полугодии у «Обуви» на 5,2% снизились сопоставимые продажи, на 8,5% уменьшилось количество чеков, а темпы роста среднего чека упали с 4,5% в первой половине прошлого года до 3,7%. Выручка выросла на 14% год к году в основном за счет открытия новых магазинов: в общей сложности компания открыла 71 магазин. Еще одной причиной стал рост оптовых продаж. При этом розничные продажи незначительно сократились. Чистая прибыль снизилась на 10%.
Повышение НДС увеличит нагрузку на производителя, которую в условиях сложной ситуации в потребительском секторе будет «крайне сложно» переложить на потребителя. А повышение цен отразится снижением числа продаж, полагает аналитик «Фридом Финанс» Валерий Безуглов. С его точки зрения, текущие темпы роста выручки не позволяют рассматривать «Обувь России» в качестве выгодной инвестиции.
Ухудшение показателей и сложная макроэкономическая ситуация может затруднить выполнение плана «Обуви России» по открытию новых магазинов. В начале года компания собиралась открыть до 100 магазинов, но затем повысила цель до 150, что предполагает расширение сети на 30% год к году. При этом у компании уже сейчас высокая долговая нагрузка: соотношение чистого долга к EBITDA достигло 2,5x.
Сейчас компания торгуется по средним мультипликаторам в секторе на уровне аналогов (EV/EBITDA = 6,8), что говорит о том, что по сравнению с другими компаниями она ничем не выдается. Ее бумаги на Московской бирже малоликвидны: оборот по ним небольшой (с начала торгов к 15:00 было совершено всего шесть сделок на 16,2 тыс. руб.). Вкупе со сложной макроэкономической ситуацией это может затруднить продажу акций «Обуви России».
С начала года обыкновенные акции просели на 26%, с момента первичного размещения в середине октября прошлого года — на 38%.
Материалы к статье