Инвестиции в китайские компании упростят. Пострадает ли российский рынок?
Доля китайских акций в фондовом индексе MSCI по развивающимся рынкам вырастет до 3,8% к маю 2020, сообщает Wall Street Journal. Консультации с инвесторами о том, какие именно китайские компании включать в индекс, продлятся до середины февраля 2019 года. В марте 2019 года предприятия из КНР официально войдут в индекс.
Основной конкурент MSCI — компания FTSE Russell — практически одновременно заявил, что в июне 2019 года начнет аналогичную программу. В результате вес китайских компаний в ее индексе развивающихся рынков достигнет 5,5% к марту 2020 года.
Стараниями сторонников пассивного инвестирования большинство фондов имеют свой индекс-бенчмарк: инвесторы оценивают успешность фонда, сравнивая его доходность с динамикой этого индекса. В результате фонды формируют портфель, практически копируя структуру индекса.
Например, MSCI Emerging Market является бенчмарком для фондов с общим объемом активов в $1,6 трлн. Соответственно, если в составе этого индекса появляются китайские А-акции, фонды сразу же приобретут эти акции. Это значит, что вложения в китайский бизнес резко увеличатся весной следующего года.
Скорое расширение присутствия китайских компаний в MSCI станет вторым шагом индекс-провайдера по стимулированию инвестиций в бизнес из КНР. В мае американский создатель индекса объявил, что в два этапа — в июне и сентябре–он включит в свой главный индекс по развивающимся рынкам MSCI Emerging markets акции 235 китайских компаний.
Речь идет о так называемых А-акциях, номинированных в юанях. Раньше приобретать их могли только граждане материкового Китая и иностранные финансовые компании, получившие специальную лицензию. Количество таких лицензий ограничивали квоты, а также лимит на размер инвестируемого капитала.
Из-за столь жестких ограничений китайские биржи были фактически изолированы от международного рынка капиталов. В 2014 иностранцам предоставили возможность покупать A-акции Шанхайской биржи через брокеров биржи Гонконга, в 2016 к проекту присоединилась Шэньчженьская биржа. Механизм носит название China-Hong Kong stock connect program.
Общий объем сделок тоже квотировался. Весной китайские власти объявили о том, что выделенные квоты увеличиваются вчетверо. К примеру, на Шанхайской бирже они выросли до $8,3 млрд. Кроме того, до конца этого года к Гонконгской бирже в качестве шлюза на китайский фондовый рынок должна присоединиться Лондонская биржа (LSE).
Включение китайских А-акций в международные индексы означает практически гарантированный приток средств международных инвесторов на китайский фондовый рынок.
MSCI впервые заявила о намерении включить китайские акции в свои индексы в 2013 году. Первые три попытки не были успешными. Инвесторы, консультации с которыми индекс-провайдер обязательно проводит, неизменно приходили к выводу, что уровень корпоративного управления и отношение к акционерам в Китае не на высоте.
Инвесторам не нравилось, что государство накладывает на иностранцев массу ограничений: уже упомянутые квоты, обязательно предоставление доли в компании китайскому партнеру и т.д. К тому же, китайское законодательство позволяет компаниям приостанавливать торговлю своими акциями, хотя в остальном мире принятие такого решения отдано биржам, и те пользуются возможностью только для охлаждения ажиотажа.
Более сотни китайских компаний использовали приостановку торгов во время падения китайского фондового рынка в 2015 году. Пожалуй, самый показательный пример произошел в апреле 2017 года, когда компания Leshi Internet Information and Technology приостановила торги своими акциями.
После возобновления торгов через 8 месяцев акционеры потеряли 68% своих инвестиций — на эту величину упала стоимость акций. Как выяснилось, владелец Leshi молодой миллиардер Цзя Юэтин постоянно искал новые возможности для инвестиций. Его мечтой было создание лучшего в мире электромобиля.
В результате предприниматель заложил существенную часть акций компании, а на полученные под залог деньги отправился в США строить завод. Стартап Цзя Юэтина получил название Faraday Future. Еще до готовности первого прототипа компания начала спонсировать гоночную команду в международном чемпионате по гонкам на электрокарах Формула-Е.
Цзя Юэтин недооценил уровень проблем. Когда дела пошли плохо (строительство завода было прекращено летом 2017 — на продолжение работ не хватило денег), торги акциями Leshi Internet Information and Technology были приостановлены. Инвесторы и кредиторы все 8 месяцев безуспешно пытались вернуть назад свои деньги, но ничего не смогли сделать.
Естественно, такие особенности китайской бизнес-практики пугают инвесторов. Financial Times ссылается на опрос Asian Corporate Governance association, согласно которому 50% опрошенных считают, что MSCI спешит. При этом 27% ресопндентов уверены, что индекс-провайдер все делает правильно.
Шэньчжэньская фондовая биржа
MSCI утверждает, что давно взаимодействует с инвесторами и в своей экспансии на китайский рынок опирается на их мнение. Китай очень удачно выбрал время для либерализации. Коммунистическое государство облегчает доступ на свой рынок в момент нарастания торговой войны с США.
С начала года ведущие китайские фондовые индексы потеряли 15%. Китайские акции падают, и инвесторы не могут удержаться от приобретений дешевеющих активов: они верят в будущее рынка КНР. По оценке IIF, исследовательской компании, которая ежемесячно оценивает приток и отток средств инвесторов на развивающиеся рынки, в августе Китай получил $5,8 млрд — это 80% от общего чистого притока средств на развивающиеся рынки за месяц. С января по август 2018 года приток составил $92 млрд. В прошлом году за аналогичный период инвесторы вложили в китайский бизнес только $53 млрд — на 42% меньше.
Индекс-провайдеры не могут упускать такую возможность и следуют за инвесторами. По оценке аналитиков BNP Paribas, только первая часть проекта MSCI должна была привести на китайский рынок $20 млрд. Вторая увеличит эту сумму до $66 млрд.
Оценка притока средств в Китай при осуществлении заявленных FTSE мер — $10 млрд. А общий спрос на китайские ценные бумаги в ближайшие пять-десять лет оцениваются от $600 млрд до $1,3 трлн.
Вес России в структуре индекса развивающихся рынков MSCI сейчас составляет около 3,64%. По оценке аналитиков Сбербанк CIB Коула Эйксона и Андрея Кузнецова, в результате реформы доля российских компаний сократится до 3,46%.
«Это чревато оттоком средств пассивных фондов с российского рынка на сумму около $165 млн как минимум», — написали представители Сбербанк CIB в своем отчете. Эти инвестиции могут недополучить российские компании и облигации федерального займа (ОФЗ). Отток средств из российских активов часто сопровождается снижением курса рубля к основным валютам.
Сумма в $165 не выглядит особенно впечатляющей на фоне $42 млрд, которые, по оценке IIF, составил чистый отток из России за первую половину 2018 года. Однако надо помнить, что перераспределение средств инвесторов в пользу Китая, скорее всего, не ограничится этой суммой.
Если Китай не будет отпугивать инвесторов, то с учетом размеров китайского фондового рынка прочие развивающиеся рынки пострадают очень сильно. Эпоха «дешевых денег» закончилась, и конкуренция рынков теперь все больше будет напоминать игру с нулевой суммой, в которой «победитель получает все».
Материалы к статье