0

Аналитики Moody's: торговые сети из России вырастут быстрее европейских

Эксперты агентства Moody's пришли к выводу о том, что российские X5 Retail Group и «Лента» будут расти в следующем году более динамично, чем ведущие европейские сети магазинов. Одна из причин — разный уровень конкуренции
Аналитики Moody's: торговые сети из России вырастут быстрее европейских
(Фото: Ольга Погорельская)

Российские торговые сети будут развиваться в будущем году более интенсивно, нежели ведущие игроки западноевропейского рынка. Об этом говорится в исследовании, которое подготовило Moody's — одно из ведущих мировых рейтинговых агентств. Документ есть в распоряжении РБК.

Авторы отчета сравнили динамику показателя EBITDA (прибыли до вычета процентов, налогов, износа и амортизации) для «Ленты», X5 Retail Group, куда входят магазины «Пятерочка», «Карусель» и «Перекресток», и других компаний этого сектора. Европейские сети будут наращивать EBITDA, но динамика роста уменьшится, пришли к выводу в Moody's. Более того, известные британские и немецкие торговые сети, такие как Marks&Spencer и Media Markt, могут столкнуться с отрицательной динамикой.

Значительная конкуренция в Европе сдержит долгосрочные перспективы роста местных сетей. Средний темп роста показателя EBITDA европейских торговых сетей в в 2019 году составит 3,2%. Между тем, X5 Retail Group отнесли к группе компаний, у которой показатель может вырасти более чем на 10%. «Лента», по прогнозам Moody's, покажет рост в 5-10%.

В целом, российский рынок характеризуется более низким уровнем конкуренции, а также слабым потребительским спросом, следует из исследования. Тем не менее «Лента» и X5 смогут сохранить кредитоспособность благодаря лидерским позициям на рынке, высокой прибыльности и разумной финансовой политике, считают в Moody's.

«С оценками Moody’s мы в целом согласны, так как европейский рынок сильно отличается от российского, — заявил аналитик инвестиционно-финансовой компании «Солид» Вадим Кравчук. — У наших компаний гораздо выше маржинальность бизнеса и больше потенциал рынка. К тому же, потребительская активность в Европе меньше, как и продуктовая инфляция».

«С другой стороны, российские ритейлеры вынуждены обеспечивать свой рост высокими затратами, что предполагает незначительные дивиденды и нестабильность результатов, — продолжил Кравчук. — В этой связи правильную позицию занимает менеджмент X5, который планирует в 2019 году сосредоточиться на развитии сети, а не ее расширении».

В начале октября банк Morgan Stanley опубликовал исследование, в котором содержится прогноз о троекратном росте совокупного объема онлайн-покупок в России к 2024 году. Он достигнет 3,5 трлн руб, считают в банке.

Крупнейшие российские интернет-компании, по прогнозам банка, могли бы объединить усилия с ведущими ритейлерами: в торговых точках можно организовать пункты выдачи покупок, сделанных через интернет. В некоторых торговых сетях подобные пункты уже функционируют.

Несмотря на оптимистичные прогнозы сектор торговли в 2018 году остается одним из самых слабых на российском рынке. Основные факторы риска для компаний — замедление темпов роста выручки вследствие снижения потребительской активности, а также увеличение расходов на расширение сетей. Это приводит к снижению общей эффективности, указали в «Солиде».

Ни одной компании по итогам девять месяцев 2018 года не удалось увеличить средний чек, подчеркнул Кравчук. «Акции X5, как лидера отрасли, стоит включить в портфель, а по «Ленте» и «Магниту» пока правильнее будет подождать», — резюмировал эксперт.

Рекомендация аналитиков, которую приводят в Refinitv — покупать акции всех трех ведущих российских сетей, X5, «Магнита» и «Ленты». Согласно консенсус-прогнозу, наибольший потенциал роста имеют ценные бумаги «Магнита» — более 50%.

Поделиться

Материалы к статье

Антон Песков