Грузовик, фургон или седан? Как заработать на российском автопроме
Прямо сейчас на бирже торгуются как минимум три автомобильных компании из России. Это группа ГАЗ, которая выпускает автобусы, фургоны и легковые автомобили, КамАЗ, концентрирующийся на грузовиках и спецтехнике для МЧС, и «Соллерс», собирающие легковые автомобили под иностранными брендами.
По мнению большинства экспертов, опрошенных РБК Quote, в данный момент автомобильный сектор не выглядит перспективным для инвестиций. В этих акциях на сегодня потенциал роста не так очевиден и вполне сравним с величиной рыночных рисков. Более вероятно снижение либо стагнация ценных бумаг, считает шеф-аналитик TeleTrade Петр Пушкарев.
«Так обстоит сейчас дело не только в России, но и по всему миру: бумаги концернов-автогигантов задавлены темой трансграничных пошлин, которые очевидно снижают прибыли, попыткой ввести экологические сборы на бензин и периодически доходящими до скандалов историями с отклонениями выбросов от нормы», — рассуждает эксперт.
Пушкарев привел в пример акции BMW Group, которые потеряли с весны более 18% стоимости на немецкой бирже Xetra. Акции другого представителя немецкого автопрома, Volkswagen, ближе к зиме демонстрировали всплеск роста до 30%. Однако все равно на своем годовом пике они стоили в 1,5 раза дешевле, чем на аналогичных максимумах трехлетней давности.
«Сейчас эти бумаги вернулись на прежние уровни и пребывают в стагнации: компания оптимизирует портфель, сокращает модельные варианты и в целом признает, что сейчас не лучшие времена для авторынка», — заметил Пушкарев.
Тем не менее заработать на акциях автопроизводителей можно. По просьбе РБК Quote аналитики сравнили представителей российского авторынка из разных сегментов: «Соллерс», КамАЗ и ГАЗ.
«Соллерс» производит легковые и коммерческие автомобили. В линейке есть автомобили, выпускаемые Уральским автозаводом (УАЗ), а также машины с совместных предприятий с SsangYong, Ford и Toyota. В финансовых показателях компании в последнее время наблюдается значительный спад.
Снижение доходов и падение чистой прибыли отражает увеличение общих и административных расходов, отметил эксперт «Международного финансового центра» Гайдар Гасанов. В конце ноября один из заводов компании в Набережных Челнах приостановил работу, поскольку досрочно выполнил план по выпуску автомобилей. Сотрудников отправили в корпоративный отпуск, вспомнил эксперт.
«Учитывая снижение доходов компании почти на 12% за последние девять месяцев, интерес инвесторов к данной бумаге отсутствует. С 2011 года акции «Соллерса» не пользуются высоким спросом, и их цена колеблется от 300 до 750 руб. за бумагу», — отметил Гасанов.
Акции неплохо росли в 2010-2013 гг, но с тех пор многое изменилось, добавил Петр Пушкарев. В теории компанию может в дальнейшем поддержать информационный ажиотаж вокруг проекта президентских кортежных машин Aurus. «Это действительно очень качественные автомобили для, так скажем, определенного специфического и довольно узкого сегмента спроса. Они создают отчасти имиджевые плюсы для «Соллерса» и повышают на будущее реноме всего российского автопрома», — заявил аналитик TeleTrade.
«Вот в Aurus было бы интересно вложиться, что уже сделали власти Арабских Эмиратов, но публичным акционерным обществом Aurus не является, и вряд ли им станет. А мажоритарный владелец Aurus — не «Соллерс», а институт НАМИ. «Соллерс» же играет в проекте Aurus скорее организационную роль и роль дистрибьютера, с которой они не так и хорошо справились, раскручивая в России Fiat и SsangYong», — рассуждает Пушкарев.
Инвесторам не стоит рассматривать бумаги «Соллерса», пока их рост не найдет техническое подтверждение, уверены в TeleTrade. «О повышении интереса должны свидетельствовать хотя бы первые заметные скачки цен на графиках, а не просто возникший положительный информационный фон, который в целом присутствует давно и пока что мало учитывается рынком», — резюмировал Пушкарев.
Перспективы «Соллерса» довольно туманны: продажи автомобилей группы снижаются второй год подряд. Целевая стоимость акций «Соллерса» на следующий год — 400 рублей, что предполагает снижение до 5% от текущих отметок. Такую точку зрения привела аналитик инвестиционной компании «Фридом Финанс» Анастасия Соснова.
Российский производитель грузовиков, автобусов и дизельных двигателей КамАЗ работает с 1976 года. В тот момент речь шла об одном предприятии в Набережных Челнах; сейчас в группу КамАЗ входит еще несколько заводов, среди которых фабрики в Нефтекамске (Башкортостан) и Индонезии. Помимо грузовиков КамАЗ выпускает тракторы, комбайны, тепловые мини-электростанции и комплектующие.
Продажи грузовиков постоянно растут: с 2015 года они увеличились с 28,5 тыс. до 43,1 тыс. машин (+51%). Правда, это все еще ниже уровней продаж 2008 года, когда КамАЗу удалось реализовать 47,9 тыс. машин, и 2011-2013 годов — тогда на пике продажи достигали 46,5 тыс. грузовиков. Не дотягивает до прежних стабильных показателей и экспортная составляющая, отметили в TeleTrade.
Впрочем, если сравнивать российские автоконцерны в целом, то акции КамАЗа немного «живее» прочих, полагает Пушкарев. Несмотря на такую оценку вкладываться в них представитель TeleTrade все равно не рекомендует. «По этим бумагам последний всплеск активности и цен наблюдался хотя бы этим летом, а не в прошлом году, как у ГАЗа, бумаги которого с апреля как упали, так и лежат. При этом котировки группы ГАЗ сейчас вдвое ниже прошлогодних пиков. Из этих двух бумаг КамАЗ смотрится чуть лучше, но я бы не инвестировал ни в те, ни в другие акции», — подытожил эксперт.
«У КамАЗа очень много негативных моментов, связанных как с рынком, так и с финансовыми показателями компании. Показатель «чистый долг/EBITDA» в районе 5х выглядит критичным. Кроме того, предприятие работает с очень низкой рентабельностью по EBITDA: около 5-7%. Акции компании торгуются недалеко от целей следующего года — 50 руб.», — считает Анастасия Соснова из «Фридом Финанс».
Схожий прогноз дал и представитель «Международного финансового центра». «Хотя в компании создаются цифровые логистические модели конвейера, из-за которых был значительно снижен уровень дефектности по сравнению с прошлым годом, этого все равно мало, чтобы заинтересовать крупных инвесторов», — убежден Гайдар Гасанов. Его среднесрочный прогноз — 54-55,7 руб. за акцию КамАЗа.
Когда-то аббревиатура ГАЗ обозначала Горьковский автомобильный завод, на котором выпускали «Победы» и «Волги». Современная группа ГАЗ включает и завод в Нижнем Новгороде, и множество других предприятий. В частности, компании принадлежит подмосковная фабрика по производству автобусов ЛиАЗ и Павловский автомобильный завод, где делают автобусы ПАЗ.
Последняя отчетность группы ГАЗ показала существенное увеличение выручки и чистой прибыли. В частности, доходы сегмента автобусов выросли на 15%, а сегмента бензиновых/дизельных двигателей на 11%, заявил Гайдар Гасанов.
Однако, по его мнению, хороших финансовых показателей компании мало для того, чтобы рассматривать ее как возможность заработка на росте этих низколиквидных акций. По прогнозу представителя «Международного финансового центра», бумаги группы ГАЗ будут торговаться в диапазоне от 350 до 460 руб. Это означает, что эксперт видит в них 15%-ный потенциал роста.
Наибольшие перспективы среди представленных компаний просматриваются у группы ГАЗ, подтвердила Анастасия Соснова из «Фридом Финанс». Благодаря диверсификации бизнеса группа демонстрирует поступательный рост продаж: несмотря на падение в сегменте легких коммерческих автомобилей общие продажи растут.
«Размер чистого долга группы ГАЗ, в отличие от того же КамАЗа, не вызывает опасений за будущее компании, так как в соотношении с EBITDA находится на приемлемом уровне в 3х. Целевая цена обыкновенных акций на следующий год — 450 руб.», — заключила эксперт. В ее прогнозе заложен потенциал роста более 12%.
Материалы к статье