Как аварии самолетов влияют на акции авиакомпаний
Когда происходят заметные происшествия с коммерческими самолетами, акции авиаперевозчика тут же уходят вниз. Часто это происходит в считаные часы и вне зависимости от того, известны ли причины инцидента.
Это подтвердил пример «Аэрофлота». Акции компании подешевели на 3% после трагических событий в «Шереметьеве» в минувшее воскресенье. Котировки начали восстанавливаться к обеду понедельника, но смогли вернуть лишь половину потерянных утром процентов.
На котировках Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) крушение Superjet 100, который по проекту корпорации разрабатывало АО «Гражданские самолеты Сухого», не сказалось. Для биржи это скорее исключение: ОАК объединяет множество компаний, которые занимаются гражданской и военной техникой, акции корпорации низколиквидны, а иностранный капитал в них небольшой. Котировки Boeing или Airbus воспринимают инциденты не менее болезненно, чем акции авиакомпаний.
В 2010 году трейдеры среагировали на ложные сообщения о крушении самолета австралийской компании Qantas. За несколько минут стоимость бумаг упала на 5%, но потом также быстро восстановилась. Авиакомпания сообщила, что крушения не было, а самолет вернулся в пункт вылета из-за неполадок с двигателем.
В 2015 году впервые потерпел крушение самолет компании Germanwings, которая принадлежит немецкой Lufthansa. Погибли 150 человек. В тот же день котировки Lufthansa опустились на 4,1%. Одновременно с перевозчиком подешевел и производитель самолета, на котором совершался тот рейс — Airbus.
Четкая взаимосвязь между происшествием и падением акций перевозчика или конструктора присутствует не всегда. В случае с Germanwings вины Airbus не было, катастрофа произошла по вине пилота, но котировки авиаконструктора все равно краткосрочно потеряли почти 5%.
Авария случилась с лайнером А320 — одним из самых продаваемых у европейского авиастроителя. Для Lufthansa падение продолжалось несколько месяцев. С марта и до августа ценные бумаги компании подешевели с €13 до €10 за штуку.
Когда в апреле 2018 года в воздухе отказал один из двигателей пассажирского самолета Southwest Airlines, акции авиакомпании потеряли 2%. Самолет Boeing 737-700, летевший из Нью-Йорка в Даллас, смог совершить экстренную посадку в Филадельфии. На акциях Beoing случай никак не отразился.
Чьи именно акции среагируют — изготовителя самолета или авиакомпании — зависит от причин катастрофы, указали эксперты инвестиционной группы «Универ». Это может быть ошибка персонала компании, наземных служб, несчастное стечение обстоятельств или техническая неисправность, повторяющаяся на самолетах конкретного типа. Каждый из факторов способен увести котировки в разные стороны.
Во вторник, 7 мая, акции «Аэрофлота» снизились на 1,8% от уровня закрытия торгов понедельника. Аналитики называют снижение ожидаемым — в первую очередь, в силу их высокой ликвидности.
«Падение котировок «Аэрофлота» не случайно, — заявил эксперт «Финама» Алексей Калачев. — Даже если не будут приостановлены полеты Superjet 100, которых у «Аэрофлота» около одной пятой всего авиапарка, пассажиры будут отказываться от билетов на эти самолеты. Это прямые потери авиакомпании, не считая обязанности по выплате компенсаций пострадавшим. Все это отрицательно скажется на и без того низкой рентабельности авиаперевозчика».
«Аэрофлот» в 2018 году заказал 100 самолетов «Суперджет», что стало крупнейшей сделкой перевозчика за десять лет. О контракте сообщили «Ведомости» со ссылкой на источники.
Случившееся в минувший понедельник падение стоимости компании — самое мягкое, что могло ожидать перевозчика, уверены аналитики «Иволги Капитал».
«Если вспомнить Malaysia Airlines, их потери после пропажи рейса 370 вместе с 300 пассажирами в 2014 году составили 20%, — пояснил представитель «Иволги Капитал» Андрей Хохрин. — В том же году после крушения рейса MH17 на территории Украины компания потеряла 13% стоимости в первый день торгов после происшествия. Что было с Malaysia Airlines после, мы знаем: делистинг акций, ребрендинг компании, серьезные изменения в структуре и менеджменте».
«И все же рынок авиаперевозок продолжает расти, а значит быть привлекательным для инвесторов, — добавил Хохрин. — В этом сегменте у игроков есть запас прочности, который дает время на принятие решений».
В «Финаме» полагают, что негативный эффект на акции вряд ли будет сильным и долгосрочным, а падение ниже уровня ₽90 за акцию «Аэрофлота» маловероятно.
Опрошенные сервисом Refinitiv аналитики считают, что акции «Аэрофлота» сейчас недооценены на 27% и должны стоить ₽120. Четыре из десяти экспертов сервиса рекомендуют покупать акции, семь считают, что акции нужно держать.
Читайте также:
Материалы к статье