План на 300 лет. Зачем японцы заливают рынок стартапов миллиардами
Если вы услышали о новом перспективном стартапе из Пало-Альто, то велика вероятность, что в числе его инвесторов окажется японский SoftBank. Возьмите любую технологическую компанию последних лет, которая уже выросла из ярлыка стартапа и вышла на глобальную арену, и в списке ее ранних инвесторов вы тоже наверняка встретите SoftBank.
Китайский интернет-гигант Alibaba, американский телекоммуникационный провайдер Sprint, сервисы такси Uber и Grab, производители процессоров Nvidia и ARM, специалисты по робототехнике Boston Dynamics, разработчики самого популярного корпоративного мессенджера Slack Technologies, одна из крупнейших сетей коворкингов WeWork — все это небольшая и самая известная часть того, во что вложил деньги SoftBank и его бессменный глава Масаёси Сон.
У SoftBank есть собственный инвестиционный фонд Vision Fund. Одно только актуальное портофолио фонда насчитывает 66 компаний. Фонд называют крупнейшим в истории сосредоточением коллективных инвестиций в технологии. Его капитал — около $100 млрд. Это беспрецедентная сумма, от которой темнеет в глазах у молодых бизнесменов Кремниевой долины и растет негодование других венчурных инвесторов. Для сравнения, в 2018 году вся американская индустрия венчурных фондов привлекла «всего» $54 млрд.
Лаконичный сайт Vision Fund украшает фотография, на которой мы видим подписывающих соглашение главу Alibaba Джека Ма и основателя SoftBank Масаёси Сона. Инвестиция в Alibaba — визитная карточка Сона и его главное достижение. Благодаря этому многие считают японского инвестора провидцем.
Компания SoftBank появилась в Японии в 1981 году. Поначалу она была магазином программного обеспечения. Потом занялась изданием журналов, позже превратилась в огромного провайдера связи, а в девяностых перекочевала на рынок инвестиций. Как раз в то время началась волна развития интернета, и SoftBank смог эту волну оседлать, вкладывая деньги в огромное количество проектов.
В середине девяностых компания договорилась с молодым стартапом Yahoo! о создании японского представительства американского поисковика. Так появился сайт Yahoo! Japan, в считаные месяцы ставший самым популярным ресурсом страны. Это уже была крупная победа — но впереди SoftBank ждал настоящий прорыв.
Им стали инвестиции в Alibaba в 2000 году. Размер вложений составил $20 млн. Эту сумму SoftBank впоследствии увеличил, доведя долю в компании до трети акций. Когда 14 лет спустя Alibaba вышла на биржу с рекордным IPO, доля SoftBank превратилась в $60 млрд. Таким образом, вложенная сумма увеличилась в 3 тыс. раз.
В девяностых SoftBank ввязался в настоящую гонку за инвестициями и начал скупать все хоть сколько-нибудь перспективное. Со временем даже появился специальный трекер, отслеживающий вложения фонда SoftBank в режиме реального времени.
Основателем SoftBank и идеологом стратегии его вложений остается японский предприниматель Масаёси Сон. Начиная с 1995 года с помощью SoftBank (а также двух входящих в корпорацию фондов: Vision Fund и Delta Fund) Сон инвестировал больше $155 млрд.
У предпринимателя противоречивая репутация в инвестиционной среде. Некоторые считают его человеком с уникальным видением и способностью метко распознать перспективную компанию на раннем этапе. Другие полагают, что Сон вкладывает неоправданно большие деньги в стартапы, не всегда верно оценивает их реальную стоимость и попросту раздувает рынок.
Сон известен своей импульсивностью и легким отношением к риску. Например, в 2017 году ему потребовалось всего 30 минут на принятие решения о 200-миллионной инвестиции в компанию по выращиванию овощей. А в молодую компанию Yahoo! он вложил $100 млн, в то время как ее тогдашний глава Джерри Янг просил всего лишь $5 млн.
Инвестиционный аппетит у Сона не отбил даже кризис доткомов. В конце девяностых SoftBank активно вкладывал деньги в интернет-компании, которые появлялись ежедневно. Когда пузырь доткомов лопнул, состояние Сона сократилось на $70 млрд. Считается, что это самая крупная сумма в истории, которую когда-либо терял один человек.
Сегодня главным инвестиционным механизмом Сона является фонд Vision Fond, основанный в 2017 году. Через него SoftBank покупает стартапы по всему миру.
Почти 100-миллиардный капитал Vision Fund формируется из нескольких источников. Крупнейшим его инвестором является государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии. В течение пяти лет правительство этой страны вливает в Vision Fund $45 млрд.
Еще $28 млрд обеспечивает фонду сам SoftBank, $15 млрд — инвестиционный фонд Mubadala из Абу-Даби. Плюс по $1 млрд инвестируют Apple, Foxconn, Qualcomm, Sharp и инвестиционная фирма сооснователя Oracle Лоуренса Эллисона.
Действия SoftBank в девяностых помогли раздуть пузырь доткомов. В наши дни корпорацию упрекают в раздувании другого пузыря — технологических стартапов.
Предприниматели, сосредоточившие свои усилия на создании технологических проектов, могут быть только рады появлению инвестфонда с сотней миллиардов долларов и его щедрым руководителем.
При этом существует мнение, что SoftBank негативно влияет на технологию привлечения венчурного капитала и портит инвестиционнную экосистему. Для некоторых компаний, сумевших привлечь интерес Сона, гигантские инвестиции Vision Fund становятся в некотором смысле альтернативой IPO с возможностью оставаться частным предприятием. Такие компании чувствуют гораздо меньше необходимости решать проблемы своего бизнеса и учиться финансовой эффективности.
В результате получается переоцененный рынок, напоминающий все тот же пузырь конца девяностых. «SoftBank вбросил $90 млрд в рынок, который на взгляд некоторых людей и без того перегрет», — приводит The Wall Street Journal цитату основателя венчурного фонда PivotNorth Capital Тима Коннорса.
Сон с этим не согласен. По его мнению, рост цен акций интернет-компаний в девяностых не был экономическим пузырем — потому что часть тех компаний смогла выжить после кризиса доткомов и сегодня они стоят больше, чем к моменту пика в 2000 году.
В мае 2019 года SoftBank объявил, что запускает второй фонд на 100 млрд — Vision Fund II. По словам Сона, политика агрессивных инвестиций сегодня должна обеспечить SoftBank рост в течение 300 лет и создать основу для благополучного существования его детища в будущем — в мире, когда, по мнению Сона, большая часть современных компаний уже исчезнет.
Материалы к статье