Год назад акции TripAdvisor были на пике. Что с ними сейчас?
К концу ноября 2018-го бумаги TripAdvisor были одними из лидеров роста и стоили $64,06, сейчас их цена составляет $14,92. Разбираемся, в чем причина такого сильного падения котировок.
TripAdvisor — американский сайт для путешественников. С его помощью можно спланировать поездку, забронировать отель, купить авиабилет и арендовать автомобиль. На сайте можно найти почти 800 млн отзывов о ресторанах, отелях и достопримечательностях по всему миру. Основной контент создают сами путешественники, при этом услуги сервиса бесплатны для пользователей, проект зарабатывает на рекламе. Ежемесячная аудитория составляет 490 млн уникальных пользователей.
На пике своей популярности TripAdvisor уверенно наращивал финансовые показатели. За первые три месяца 2019 года компания заработала $26 млн против $5 млн за аналогичный период годом ранее. При этом успешно развивались все направления бизнеса: гостиничный, сервис по приобретению авиабилетов и прокату автомобилей, а также сегмент «Опыт и питание», предоставляющий информацию по ресторанам и отзывы туристов.
Привычки пользователей стали меняться, и сайт уже не соответствовал их предпочтениям. Например, купить билеты можно было в несколько кликов на сайтах авиалиний, а выбрать отель — через Booking.com.
Спрос на услуги TripAdvisor стал падать. И хотя компания в течение всего 2019 года оставалась прибыльной, ее выручка от квартала к кварталу снижалась.
Высокая конкуренция помешала TripAdvisor показать тот рост продаж и прибыли, на который нацеливались инвесторы. И каждый раз, когда компания выпускала очередной квартальный отчет, котировки ее акций падали все ниже и ниже.
И только отчетность за четвертый квартал 2019 года стимулировала рост котировок акций TripAdvisor на 8%. Компания сумела нарастить прибыль, даже превысив прогнозы аналитиков.
Владельцы сервиса, понимая, что высокая конкуренция и новые тенденции в бизнесе требуют инноваций, сосредоточились на улучшении своих услуг.
В ноябре 2019-го TripAdvisor анонсировала стратегическое партнерство с китайской Trip.com Group Limited. Цель альянса — сочетание опыта Trip.com на рынке бронирования билетов с уникальным содержанием сайта TripAdvisor.
Эти усилия TripAdvisor, вероятно, принесут свои результаты в более отдаленном будущем. Но пока котировки акций сервиса для туристов продолжают снижаться. С начала года бумаги подешевели на 51%. Но причина этого падения уже не в бизнесе компании, а в общей панике из-за пандемии коронавируса.
Третий месяц подряд из-за нового китайского вируса сектор туристических услуг несет потери. Падают акции всех компаний, так или иначе имеющих отношение к туризму — от сервисов бронирования отелей до авиалиний и ресторанов. И, главное, непонятно, когда эта эпидемия пойдет на спад, чтобы можно было ждать разворота на этом рынке. Эксперты опасаются, что нескоро.
Поэтому многие аналитики в последние дни — после того, как коронавирус вырвался за пределы Китая и рынок акций стал резко падать — начали понижать свои прогнозы по бумагам TripAdvisor. В Jefferies годовую цель бумаг снизили с $27 до $21, в Wedbush — с $33 до $30.
Однако консенсус-прогноз экспертов с Уолл-стрит оптимистичнее. Согласно опросам Refinitiv, бумаги сайта для путешествий способны за год подняться в цене на 40%, до $32,26. Правда, рекомендацию «покупать» дают только шестеро экспертов, большинство же — 16 из 27 — советует держать бумаги в портфеле. Еще пятеро придерживаются рейтинга «продавать».
Больше интересных историй и новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Материалы к статье