На рынке есть индекс Анджелины Джоли. А еще — хорошего вина и еврофутбола
Даже далекие от сферы финансов люди что-то слышали о ежегодно публикуемом The Economist индексе Биг Мака — он сравнивает курсы валют в разных странах на основе стоимости большого бургера из «Макдоналдса». В нем используется теория паритета покупательной способности для подсчета реального обменного курса валют разных стран. И несмотря на странную задумку, он реально демонстрирует зависимость между уровнем ВВП на душу населения и ценой Биг Мака.
Кроме индекса Биг Мака, в экономике есть и другие необычные показатели — например, индекс длины юбки (чем короче юбки — тем выше благосостояние граждан страны), красной помады, латте, борща и много других.
На фондовом рынке тоже существует масса различных индексов. По сути, они представляют собой инвестиционные портфели акций, объединенные по какому-то общему признаку. Все слышали про S&P 500, Nikkei 225, NASDAQ 100 или MICEX10 — но и среди фондовых индексов тоже есть по-настоящему оригинальные варианты. В этом тексте мы расскажем о самых необычных.
Заработать на Анджелине Джоли
В 2007 году один из блогеров инвесторской площадки Stockerblog Фред Фулд придумал собственную модель портфеля — индекс Анджелины Джоли. Он собрал в него все компании, связанные с актрисой, которые снимают, продают и транслируют фильмы с ее участием.
В основе лежал интуитивно понятный подход: поскольку картины с Джоли регулярно отмечались большими кассовыми сборами в прокате, то и компании, стоящие за этими фильмами, должны получать большую прибыль.
В индекс вошли Sony (фильм «Прерванная жизнь»), Viacom («Лара Крофт»), Time Warner («Власть страха»), News Corp. («Мистер и миссис Смит»), General Electric (владела студией Universal Pictures, снявшую «Власть страха»), Disney («Угнать за 60 секунд»), Comcast («Соблазн») и DreamWorks Animation («Подводная братва») — то есть большинство крупнейших кинокомпаний Голливуда.
Первые годы существования сложились для индекса Джоли успешно: с января по декабрь 2009-го он прибавил 22%, в то время как куда более известный индекс Dow Jones International за тот же период вырос лишь на 16%.
Как росли и падали акций компаний, входивших в индекс Анджелины Джоли за последний год:
Sony (SNE) — плюс 35,94%
Viacom (VIAC) — минус 53.98%
Time Warner (TWX) — ушла с биржи после покупки телекоммуникационной компанией AT&T в 2018-м
News Corp. (NWSA) — минус 10,7%
General Electric (GE) — плюс 10,72%
Disney (DIS) — плюс 4,54%
Comcast (CMCSA) — плюс 9,76%
DreamWorks Animation (DWA) — провела делистинг после покупки медиакомпанией NBCUniversal в 2016-м
Источник: Investing.com
Популярность Джоли в 2009 году была на пике, и такие результаты названного в честь нее портфеля моментально вызвали массовое появление новых селебрити-индексов. Логика инвесторов была проста: чем успешнее знаменитость, тем больший доход приносят компании, которые с ней сотрудничают.
Бум селебрити-индексов: портфели имени Пэрис Хилтон, Евы Лонгории и даже Гарри Поттера
Инвесторы собирали портфели имени множества селебрити. Например, в индекс Пэрис Хилтон вошли акции связанного с ней производителя парфюма Parlux Fragrances, онлайн-магазина Amazon, где продавалась ее продукция, а также News Corp. и Time Warner — и в среднем он рос на 10% в год.
Индекс Евы Лонгории собрал все фирмы из самых разных отраслей, заключившие с ней рекламные контракты, — L’Oreal, Unilever, Pepsi, Range Rover, Hanes и другие.
А самым необычным можно назвать индекс Гарри Поттера: в него вошли акции компании Scholastic, печатавшая книги Джоан Роулинг о юном волшебнике, студии Time Warner, снимающей фильмы по вселенной Гарри Поттера, Electronic Arts, выпускавшая игры по мотивам книг и фильмов, а также Amazon, Motorola, Coca Cola и Hasbro.
Также были созданы индексы имени модели Хайди Клум, певицы Тейлор Свифт, актрис Николь Кидман, Линдси Лохан и Джессики Альбы. Однако ни один из них так и не стал по-настоящему популярным и не вошел в регулярную инвестиционную практику.
Проблема селебрити-индексов в том, что они краткосрочны и утрачивают актуальность с падением популярности знаменитости. Даже индекс Джоли в последние годы исчез из поля зрения большинства инвесторов. А жизнь других подобных индексов еще короче — фактически они живут только в период шумихи вокруг селебрити.
Кроме того, влияние знаменитостей на котировки невозможно оценивать слишком серьезно: даже условная Анджелина Джоли не способна в одиночку вытащить котировки кинокомпании успешным фильмом, если прочие картины провалились в прокате.
Для изысканного вина и европейского футбола тоже придумали индексы
Идея вложения в вино не нова — в СМИ можно встретить немало историй, когда купленная за доллар бутылка спустя десятилетия выросла в цене в сотни раз. В XXI веке для подобных инвестиций создали специальный индекс: австралийский винно-аукционный дом Langton's с 2002 года отслеживает цены на изысканные австралийские вина.
В их индексе Langton's Fine Wine Index (LFWI) аккумулируются данные аукционных продаж 28 самых дорогих сортов из пять лучших виноградников страны. Сорта вин в индексе неравнозначны: они занимают в нем долю пропорционально их значимости на австралийском рынке, и индекс каждый год балансируется.
Не все знают о существовании Dow Jones STOXX Football — индекса, оценивающего инвестиционную привлекательность футбольных клубов Европы, чьи акции торгуются на биржах. Этот индикатор появился в 2002 году по соглашению между Франкфуртской биржей и Dow Jones.
По состоянию на март 2020-го в него входят бумаги 22 команд — от европейских грандов вроде «Ювентуса», «Боруссии Дортмунд», «Ромы» и «Лацио» до совсем малоизвестных клубов. Владельцами их акций зачастую являются не профессиональные инвесторы, а болельщики, которые неохотно с ними расстаются.
Но если вы сами захотите инвестировать в спорт, стоит помнить: рынок таких акций волатилен, так как сильно зависит от результатов команд, а также от желания основных акционеров вкладываться в клубы.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Материалы к статье