Сегодня истекла сделка ОПЕК+. Что это значит для инвесторов
С 1 апреля прекратила свое существование сделка ОПЕК+. С этого момента со стран — участниц соглашения снимаются все ограничения по добыче. Цены на нефть с утра устремились вниз. Котировки Brent обвалились на 6% к 11:47 мск. Марка WTI потеряла 2,24%.
Соглашение между ОПЕК и 11 другими нефтедобывающими странами, включая Россию, действовало с 2016 года. Но на встрече 6 марта участники сделки не смогли договориться о новых условиях сделки. РБК Quote расспросила экспертов о том, что может означать отмена сделки для инвесторов, рынков и экономики.
Сделка ОПЕК+ на протяжении последних трех лет была основным фактором, который поддерживал цены на нефть. Участники рынка могли быть уверены в том, что в случае ухудшения ситуации механизм ОПЕК+ не даст ценам упасть значительно ниже $50 за баррель Brent, рассказал эксперт по фондовому рынку компании «БКС Брокер» Игорь Галактионов.
С развалом сделки ОПЕК+ динамика нефтяных цен стала определяться исключительно рыночными факторами, которые сейчас складываются не в пользу роста.
Как это отражается на ценах?
Страны, вышедшие из соглашения, наращивают добычу нефти и увеличивают предложение на рынке. Спрос на нефть значительно снизился из-за резкого сокращения потребления и перевозок в условиях пандемии коронавируса. Снижение спроса и увеличение добычи в условиях свободного рынка приводят к снижению цены.
Отмена сделки и переход на свободное ценообразование сопровождаются резким падением оборота, денежного потока и прибыли у нефтедобывающих компаний. Им приходится срочно переписывать все планы на 2020-й и последующие годы — по инвестициям, дивидендам и расходам, говорит аналитик инвестиционной компании «Фридом Финанс» Валерий Емельянов.
Текущая цена на нефть сейчас более чем в два раза меньше, чем нужно большинству компаний в США, чтобы оправдать вложенные в добычу средства. По оценке Morgan Stanley, американские нефтегазовые компании смогут получать прибыль при ценах не менее $51 за баррель. Чтобы удержаться на плаву, они урезают затраты на разведку, текущие расходы, многие компании объявили об отмене дивидендов.
Всего за март североморская марка подешевела на 55%, до $22,74 за баррель. Нефть WTI за месяц обвалилась на 54%, до $20,48 за баррель.
С большими трудностями сейчас сталкиваются страны-экспортеры, которые так же, как и компании, теряют доходы от нефтяного сектора. Лучше всего к текущей ситуации подготовлены Россия и Саудовская Аравия, у которых сопоставимая по размеру валютная подушка и низкая закредитованность.
«Но саудовцам дешевле занимать благодаря высокому рейтингу и отсутствию санкций. А России относительно легко свести бюджет за счет девальвации рубля. Обе страны имеют большие сроки выживаемости (порядка целого десятилетия) в условиях низких цен на нефть, но в России уровень жизни населения при таком сценарии будет падать гораздо быстрее. У нас количество нефтедолларов на одного человека в 4,5 раза меньше», — считает Емельянов.
Трейдерам теперь гораздо рискованнее торговать на рынке нефти, поскольку цены движутся по совершенно новым принципам, чем в последние пять — десять лет. Для покупателей и поставщиков реальной нефти это тоже проблема. Например, потому, что стало сложнее застраховаться от падения цен.
И те, кому нужна более дорогая нефть, и те, кому нужна более дешевая, вынуждены платить существенно больше за страховку от невыгодного для них ценового движения.
В первые недели апреля внимание участников рынка будет приковано к действиям Саудовской Аравии. Реальный масштаб увеличения добычи и поставок может скорректировать прогнозы по ценам на нефть в ту или иную сторону, полагает Игорь Галактионов.
С мая Саудовская Аравия планирует увеличить экспорт нефти до 10,6 млн баррелей в сутки. Для сравнения, в марте саудовцы поставляли 9,8 млн баррелей в сутки. О планах увеличить добычу также объявили Россия, ОАЭ, Кувейт, Ирак, Нигерия и некоторые другие страны.
По оценке «БКС Брокер», во втором квартале эти страны могут увеличить предложение на рынке нефти примерно на 3,5–4 млн баррелей в сутки. Это около 4% от всего мирового производства.
«Без сделки цены на Brent во втором квартале могут оставаться ниже $30 за баррель. Но в более долгосрочные котировки инвесторы закладывают рост цен, поскольку рассчитывают на постепенное завершение эпидемии и восстановление деловой активности и спроса на нефть. Так что уже в июле Brent может оказаться в диапазоне $30–35 за баррель», — спрогнозировал Галактионов.
Управляющий партнер Exante Алексей Кириенко не советует надеяться на то, что спрос на нефть сам собой восстановится к «довирусным» уровням, так как только сокращение или ограничение предложения способны вернуть сырье к росту.
«Даже если нефть выглядит сейчас экстремально перепроданной, для отскока нужен какой-то веский повод в виде взлета рынков или согласования сокращений поставок», — объяснил ситуацию аналитик.
Маловероятно, что нефть «ляжет» на годы, успокаивает Емельянов. Сейчас цены на нефть на уровне 90-х годов, а потребление — самое высокое за историю, если не брать в расчет карантин. Легко извлекаемой нефти на планете не так много, и дефицит предложения придет так же быстро, как возник и дефицит спроса.
«Следовательно, рынок придет в норму в течение нескольких недель. Цены в среднем по году, скорее всего, будут выше $40, а при более быстром восстановлении — выше $50 за баррель», — заключил аналитик.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Материалы к статье