Осведомлен — значит вооружен. Как будет развиваться нынешний кризис
- CFA, автор телеграм-канала про инвестиции
Человеческие эмоции двигают фондовый рынок не меньше, чем экономика. Эмоциональное состояние отдельного частного инвестора и экономика цикличны. И оценив, как ведет себя толпа, можно получить дополнительную подсказку о дальнейшем направлении рынка. Для начала посмотрим, как кризисы развивались раньше. После этого сможем предположить, что нас ждет в этот раз.
История кризисов и теория волн
Текущий кризис по ущербу для экономики уже принято сравнивать с финансовым кризисом 2007–2008 годов и Великой депрессией 1929 года. В 2007–2008 годах фондовый рынок США упал на 57%. С 1929-го по 1932-й — примерно на 80%. В 2020 году с февраля по март — на 35%.
В апреле фондовый рынок начал снова расти. Но радоваться пока рано. Такой подъем рынка во время кризиса называют ралли «медвежьего» рынка. Но это временный рост. Обычно бумаги растут на 15–20%, а потом снова падают. И так несколько раз.
Также было в рецессии начала 1980-х, 1990-х годов. Во время падения после бума доткомов в 2000 году. А в 2008-м, прежде чем достигнуть дна, рынок США устраивал «медвежье» ралли на 9–19% целых шесть раз. Сравнить, как рынок двигался тогда и до какого момента дошел сегодня, можно по индексу S&P 500.
Обычно, если рынок США падает больше чем на 20% от пика, в среднем за все время кризиса он упадет на 34,7% и падение продолжится 299 дней. Это рассчитано на основе 25 падений с 1929 по 2009 год. Учитывая такие данные, можно сделать вывод, что в настоящий момент дно рынка еще впереди.
Кроме исторических данных, в пользу того, что рынок продолжит падать, говорят теория волн Доу и теория волн Эллиотта. Обе утверждают, что рынок снижается в три волны с двумя коррекциями между ними. Падение рынка США в феврале и марте по всем признакам похоже только на первую волну падения, а текущий рост — на коррекцию.
Депрессия у инвестора — депрессия на рынке
Чтобы понять, как двигается рынок, нужно понять отдельного участника этого рынка. Представим себе обычного инвестора. Каждому человеку свойственно верить в то, что все получится. С оптимизмом инвестор открывает брокерский счет, с оптимизмом открывает первую позицию.
Акции растут. Наш инвестор расслаблен и доволен собою, у него эйфория. Все, чего он касается, тут же превращается в золото. Но, как правило, это впечатление обманчиво. Если бумаги долго растут, есть вероятность, что скоро рынок развернется. И когда происходит и наступает кризис, инвестор начинает волноваться.
Акции начинают падать сильнее и сильнее, и у него рождается страх. А затем — паника и депрессия. И наконец, инвестор капитулирует не в силах больше держать бумаги. Но именно такие периоды полного отчаяния и безверия — момент хороших инвестиционных возможностей. Звучит парадоксально, но лучшее время покупать акции — это такой момент, когда никто не хочет этого делать.
Многое говорит в пользу второго дна, но не все так однозначно. Меры, которые принимает сегодня ФРС, просто космические. Они даже более решительны, чем в период краха 2007-2008 годов. ФРС массово скупает государственные и корпоративные облигации. Поэтому вполне возможно, что второго дна по рынку США мы можем и не увидеть.
- АССА, генеральный директор NZT Rusfond
С прогнозированием кризисов вопрос очень непростой. Если бы кризис можно было точно предсказать, то он бы не наносил такого урона. Но попробовать можно.
Есть так называемые экономические циклы Китчина и Жюгляра. Они показывают подъемы и спады в экономике. Причины этих волн — дисбаланс спроса и предложения. То есть товаров становится больше, чем людям нужно. Промежуток между такими взлетами и падениями в цикле Китчина составляет три-четыре года, в цикле Жюгляра — семь-десять лет. Кризисы 1998-го, 2008-го и тот, который мы наблюдаем сейчас, — это как раз фазы в этих циклах.
Чтобы определить признаки кризиса, инвестору стоит посмотреть на мировую экономику в целом и определить, на каком этапе она находится. Например, первопричинами и предпосылками к кризисам могут послужить следующие сигналы:
- в странах с сильной экономикой безработицы практически нет;
- люди в богатых странах реже и меньше приобретают товаров. Они достигли потолка своих финансовых возможностей либо комфортного уровня жизни. Едва ли кто-то покупает каждый месяц новую стиральную машину или телевизор;
- чтобы это компенсировать, регуляторы типа ЦБ и ФРС снижают ставки, чтобы стимулировать потребление. В итоге деньги сильно дешевеют;
- на фондовом рынке слишком часто проводятся SPO и IPO;
- много покупок, слияний и поглощений одного бизнеса другим;
- большинство компаний хотят угодить акционерам и стараются как можно сильнее увеличить результаты продаж и производство. И в итоге приходят в точку, где обгоняют спрос.
Что касается нынешней ситуации с пандемией и карантином, то мы скоро увидим, как по всему миру начнут сменяться владельцы кафе, ресторанов и гостиниц. Также государство будет оказывать помощь ключевым авиакомпаниям. А это гибель мелких игроков. Банки вскоре недосчитаются части прибыли и потратят часть капитала на создание резервов. Это все послужит базой для роста экономики в ближайшие три-четыре года.
Пока точно неясно, достигли мы уже дна в нынешнем кризисе или нет. Определять это — самое опасное занятие для инвестора. На дне вы если и купите, то, скорее, по везению. Стоит быть максимально осторожным с заемным капиталом и маржинальной торговлей.
Лучше найти бумаги, у которых есть большой потенциал роста на длинной дистанции, и покупать их на имеющиеся средства. И подождать, пока экономика придет в норму, пусть это и займет месяцы.
Больше интересных историй и новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Материалы к статье