Повторится ли апокалипсис на рынке нефти: что нужно знать
После «черного понедельника» 20 апреля, принесшего невероятные убытки трейдерам с «лонгами» на нефть марки WTI, рынки тревожно ждут дальнейшего развития события. Из-за продолжающейся пандемии спрос на нефть не восстанавливается, а хранилища продолжают затовариваться и уже близки к пределу.
Волатильность на рынке нефти сохраняется: 28 апреля стоимость Brent падала ниже $19, WTI — ниже $11. 29 апреля нефть отскочила: Brent торговалась на уровне выше $24, а WTI превысила $15.
Но биржи опасаются новых обвалов: например, Московская биржа перенесла с 19 мая на 30 апреля экспирацию фьючерса на нефть WTI, а опцион на него — с 14 мая на 29 апреля. «Решение о переносе даты экспирации принято для недопущения возникновения возможных негативных последствий у участников торгов и их клиентов», — сказано в сообщении MOEX. Также 30 апреля состоится экспирация июньских контрактов на нефть марки Brent на Лондонской бирже ICE.
В этом тексте мы собрали всю важную информацию, чего ждать от рынка нефти как в ближайшие пару дней, так и в более отдаленной перспективе.
Падение спроса на нефть оказалось колоссальным — по разным оценкам, в апреле оно составит от 29 млн (Международное энергетическое агентство) до 35 млн баррелей в сутки (нефтетрейдер Trafigura). Это повлекло за собой три фактора, которые толкают цены на нефть вниз.
Перепроизводство нефти. Сейчас в мире добывается около 100 млн баррелей в сутки, в то время как спрос на сырье в условиях пандемии упал. Предложение на рынке избыточно, даже с учетом уже начатого сокращения добычи в ряде стран — Алжире, Кувейте, Нигерии, Саудовской Аравии.
В США суточная добыча сократилась до 12,1 млн баррелей в сутки. По данным нефтесервисной компании Baker Hughes, в США количество действующих нефтяных буровых установок на прошлой неделе уменьшилось на 60 единиц, до 378. Однако это уже не может оказать существенной поддержки котировкам, так как ключевым фактором остается спрос на сырье.
Заполнение хранилищ. Аналитик Kayrros Энтони Халф заявил Bloomberg 27 апреля, что мировые резервуары заполнены уже на 65%. По его мнению, из-за перепроизводства в хранилища ежедневно поступает около 50 млн баррелей, что приведет к исчерпанию мировых резервов для хранения нефти к июню. В Goldman Sachs дали похожие оценки, предсказав заполнение мировых хранилищ через три-четыре недели.
Переполненные танкеры. В условиях дефицита резервуаров их превратили в плавучие хранилища. WSJ сообщила, что множество кораблей с нефтью скопилось у побережий США, Мальты, ЮАР и других стран. У берегов Калифорнии на якоре встали 27 танкеров, а в Сингапурском проливе образовалась пробка из 60 танкеров «Какой бы объем вы ни качали — у покупателей нет места для хранения», — рассказал WSJ высокопоставленный топ-менеджер Saudi Aramco.
По данным аналитической фирмы Kpler, с 1 марта объем нефти на морских танкерах вырос на 76%, до 153 млн баррелей — цифры, примерно равной мировой добыче за полтора дня. Financial Times сообщила, что свободные большие танкеры вместимостью до 2 млн баррелей уже практически закончились, нефтепроизводителям пришлось переключиться на суда поменьше.
В отличие от WTI, фьючерсы Brent не привязаны к физической поставке нефти — в момент экспирации по ним просто происходит расчет наличными между продавцом и покупателем. Держатели контрактов на нефть WTI не желали получать нефть, нести расходы на ее хранение и были готовы доплачивать, чтобы избавиться от нее — но доплачивать за то, чтобы взять деньги, вряд ли кто-то будет.
Brent отражает мировой баланс спроса и предложения, а WTI — исключительно ситуацию внутри США. Это, скорее, индикатор настроений, связанный с физическим балансом на рынке. Для отрицательных цен на нефть марки Brent в мировой экономике должна произойти настоящая катастрофа, но в то же время значительное падение цен вероятно.
«Фиксинг Brent принципиально устроен иначе: совершенно другая логика, другие условия исполнения контракта. Фьючерс Brent изначально расчетный, а не поставочный, как с WTI — выходить на поставку можно, но по умолчанию по фьючерсу рассчитываются деньгами. А цена определяется по физическим сделкам, механизм совершенно другой.
При тех ценах, что сейчас, падение котировок до нуля и уход в минус маловероятны. Думаю, ниже $15 Brent точно не уйдет, может, даже останется выше. В случае с WTI сошлись все звезды, а фьючерс на Brent в этом плане гораздо более защищенный», — заявил РБК Quote начальник дилингового центра «Металлинвестбанк» Сергей Романчук.
Тем не менее сильный обвал стоимости Brent возможен. Такой сценарий допускают в ЛУКОЙЛе в своем проспекте евробондов, объясняя его снижением спроса из-за пандемии COVID-19 и затовариванием нефтехранилищ.
«Не может быть никаких гарантий того, что совокупные факторы снижения спроса и ограниченной емкости хранилищ не приведут к аналогичному резкому снижению других ориентиров цен на нефть, таких как нефть марки Brent», — сказано в проспекте «Лукойла».
Тренд на переполнение резервуаров в США продолжается: 28 апреля в Американском институте нефти (API) оценили увеличение запасов нефти в стране за последнюю неделю в 10 млн баррелей. За последние пять недель запасы в США выросли на 60 млн баррелей. Это может привести к повтору «черного понедельника» 20 апреля для котировок нефти марки WTI.
Американский инвестор и эксперт фондового рынка Джон Крамер заявил, что цены июньских фьючерсов на WTI тоже опустятся до нуля, причем произойдет это быстрее, чем получилось с майским контрактом.
«Цены снова опустятся до нуля, поскольку в США негде хранить нефть. У меня в пятницу был Хербьон Хансон, генеральный директор крупнейшей компании — владелицы танкеров Nordic American Tanker, и он сказал, что места нет. Так почему бы котировкам не опуститься до нуля? Это произойдет быстрее, чем в прошлый раз», — цитирует Крамера CNBC.
Еще более пессимистичная точка зрения — у аналитика Mizuho Пола Санкея, который в марте первым предсказал падение нефти ниже нуля. Он допустил падение цен до –$100 за бочку: «Мы проходим через масштабный ежедневный кризис на нефтяном рынке. Достигнем ли мы –$100 за баррель в следующем месяце? Вполне возможно».
Власти начали понемногу ослаблять ограничения, вызванные коронавирусом: например, с 4 мая карантин ослабят в Италии и некоторых штатах США. В случае сохранения тенденции это подстегнет спрос на нефть и поддержит котировки. Глава отдела нефтяных рынков компании Rystad Energy Бьорнар Тонхауген ждет, что падение спроса на нефть относительно уровней 2019 года составит 28 млн баррелей в сутки в апреле, 21 млн в мае и 16 млн в июне.
В ОПЕК ожидают, что цены на нефть во втором полугодии 2020 года будут колебаться в районе $40 за баррель. Об этом алжирскому ТВ заявил министр энергетики Алжира и действующий президент ОПЕК Мохамед Акраб. В ближайшей перспективе — мае-июне — стоимость барреля в среднем вырастет до $35 благодаря реализации соглашения ОПЕК+ о сокращении добычи на 9,7 млн баррелей в сутки.
Аналитики Morgan Stanley ожидают стабилизации цен на нефть WTI на уровне $40, Brent — на уровне $45 в 2021 году. При этом в конгломерате не ожидают восстановления спроса на нефть до среднего уровня 2019 года до четвертого квартала 2021-го.
Сергей Романчук назвал сроки снятия карантина главным фактором влияния на котировки и дал менее оптимистичный прогноз по ценам: «Не думаю, что Brent уйдет из текущего ценового диапазона в $15–25 за баррель. Текущая цена делает экономически неоправданным работу многих производителей. Вопрос в том, когда вернется спрос — судя по тому, что карантины уже начали ослабляться, он будет увеличиваться.
Сделка ОПЕК+ долгосрочная, баланс спроса и предложения постепенно должен выровняться за два-три месяца — сейчас он удерживается за счет заполнения емкостей. Но из-за этого же нефть вряд ли сможет вырасти: если даже все окажется очень оптимистично с выходом из карантинов и спрос вдруг превысит предложение, то запасы такие, что купившие их люди будут успешно от них избавляться. Поэтому выше $30 за баррель я не вижу».
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Материалы к статье