«Санкции — всегда неприятно». Значение мер США против «Северного потока»
Палата представителей конгресса США одобрила поправки к оборонному бюджету страны на 2021 год. Они предусматривают новые санкции в отношении газопроводов «Газпрома» «Северный поток — 2» и «Турецкий поток».
Согласно документу, против судов, которые участвуют в прокладке трубопровода, будут вводить ограничения. Под санкции также могут подпасть компании и их менеджеры, которые обеспечивают этим судам техническое обслуживание, установку оборудования, модернизацию и страховку. Поправки вступят в силу в том случае, если их одобрит сенат и подпишет президент США Дональд Трамп.
Однако сенат обсуждает свою версию оборонного бюджета с более жесткими санкциями. Такой вариант предполагает ограничения против тех, кто проводит инспекции, тестирования и сертификацию газопровода. Если это произойдет, то «Северный поток — 2» может не получить сертификат соответствия. Его должна выдать норвежская компания DNV GL, которая соблюдает санкции. Без ее одобрения газопровод нельзя сдать в эксплуатацию.
Оба законопроекта о санкциях, подготовленные конгрессменами и сенаторами, должны быть согласованы между собой. Они должны прийти к компромиссу.
В законопроекте о бюджете Пентагона также есть предложение переименовать американские военные базы, которые назвали в честь генералов рабовладельческого Юга, принимавших участие в Гражданской войне в США в середине XIX века. Трамп пригрозил наложить вето на оборонный бюджет, если этот пункт останется в законопроекте. Таким образом, ввод санкций против «Северного потока — 2» и «Турецкого потока» по крайней мере может быть отложен на некоторое время.
Как предыдущие санкции повлияли на «Северный поток — 2»
Реализацией проекта занимается подконтрольная «Газпрому» компания Nord Stream 2. Новый газопровод увеличит мощности уже построенного по тому же маршруту «Северного потока». В результате общая мощность четырех ниток двух газопроводов составит 110 млрд кубометров газа в год.
Инвесторами проекта стали компании Royal Dutch Shell, Uniper, ENGIE, OMV и Wintershall. Они проинвестировали 50% от общей стоимости газопровода — каждый до €950 млн.
Причастные к строительству «Северного потока — 2» компании не в первый раз подпадают под американские санкции. В Вашингтоне считают, что этот проект усилит зависимость Европы от России и ее энергоносителей, в частности газа. В 2019 году США ввели ограничения против подрядчиков газопроводов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток».
Президент России Владимир Путин заявлял, что страна сама может завершить строительство газопровода. Это способно сделать судно-трубоукладчик «Академик Черский», которое принадлежит «Газпром флоту».
Cудно Pioneering Spirit ведет укладку «Северного потока — 2» в территориальных водах Швеции
Европа против санкций
Верховный представитель Евросоюза по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель отмечал, что ЕС обеспокоен угрозой американских санкций. По его мнению, третьи страны не должны вводить ограничения против европейских компаний, которые ведут законный бизнес.
Против ограничений особенно ярко выступает Германия. По словам главы МИД страны Хайко Мааса, американские санкции затрагивают европейские компании, и власти США игнорируют суверенитет Европы и ее право самостоятельно принимать решения о том, откуда получать газ. «Энергетическая политика Европы ведется Европой, а не Вашингтоном», — говорил он.
Бизнес ФРГ предупредил о подготовке ответных мер на возможные ограничения против «Северного потока — 2». Они могут включать санкции и компенсации местным компаниям.
Так как немецкие компании уже не считают возможным мягкий сценарий и готовы к противостоянию, пока не ясно, какие санкции будут применены и какие из них будут работать, рассказал «РБК Инвестициям» ведущий аналитик компании «Открытие Брокер» по глобальным исследованиям Андрей Кочетков.
По его словам, санкции нужны США для того, чтобы обеспечить сбыт американского сжиженного природного газа (СПГ) на европейском рынке. «Никаких ценовых преимуществ у него нет, поэтому продажи возможны лишь при устранении конкурентов за счет политических действий», — сказал он.
Cудно Pioneering Spirit
Опасны ли новые санкции
Пока проект оборонного бюджета с санкциями одобрила только нижняя палата конгресса — палата представителей, в которой большинство принадлежит демократам. Сначала должно быть выработано общее решение с сенатом, а потом документ ляжет на стол Дональду Трампу, и это долгий процесс, отметил главный инвестиционный стратег «БКС Брокер» Максим Шеин. По его мнению, пока он не окажет серьезного влияния на строительство «Северного потока — 2», поэтому компаниям еще нечего бояться.
«Санкции — это всегда неприятно, но в данном случае я не вижу каких-то фатальных последствий для российских компаний или секторов экономики», — сообщил «РБК Инвестициям» аналитик группы компаний «Финам» Алексей Калачев.
По его словам, ограничения достаточно узко направлены против проектов «Северный поток — 2» и «Турецкий поток». Кроме того, под ударом оказался не широкий круг людей и организаций, а только те, кто непосредственно связан со строительными работами и обслуживанием. Партнеры, которые ранее принимали участие в этих проектах, не пострадают, считает эксперт. В западных правовых системах строго соблюдается принцип, когда любая новая правовая норма не имеет обратной силы.
Аналитик «Финама» полагает, что при определенном упорстве «Газпром» может сам закончить строительство «Северного потока — 2». Андрей Кочетков из «Открытие Брокер» с ним не согласен и допускает, что «Газпром» не завершит строительство нового газопровода и будет вынужден списать инвестиции в убыток. «Однако позиция Германии все же позволяет рассчитывать на то, что проект заработает при любом варианте действий США», — отметил аналитик.
Но даже если завершение проектов будет заморожено из-за санкций, это вряд ли отразится на финансовых результатах «Газпрома» или стоимости его акций, полагает Калачев. Компания и без этих труб располагает избыточными мощностями для экспорта газа в Европу, а при нынешнем состоянии спроса и они заполнены не полностью.
Аналитик считает, что «Газпром» не несет рисков перед европейскими инвесторами «Северного потока — 2», так как их вложения в проект не по его вине оказались заморожены. Не стоит ждать повторения жесткого сценария, как с «Русалом». «Да и был ли он жестким по отношению к «Русалу»? После включения «Русала» в санкционный список сроки применения санкций все время переносились, а потом он и вовсе был исключен из этого списка», — отметил Калачев.
В апреле 2018 года США ввели санкции против активов бизнесмена Олега Дерипаски, включая UC Rusal. Это спровоцировало мощный обвал котировок компании. В январе 2019 года сторонам удалось договориться об отмене ограничений. Для этого Дерипаске пришлось снизить долю в «Русале» с 68,47% до 44,95%, а также изменить структуру совета директоров компании.
Поможет ли Байден
Выборы президента США запланированы на 3 ноября 2020 года. Один из главных конкурентов Дональда Трампа — бывший вице-президент, демократ Джо Байден.
Надежды на то, что победа Байдена смягчит американскую позицию в отношении России, напрасны, считает Кочетков. По его мнению, использование образа внешнего врага предпочтительно для американских политических кругов. Попытки Трампа сместить акценты в сторону Китая вносят лишь разнообразие в цели давления Вашингтона, но не отводят удар от России, отметил аналитик.
«Причины, которыми аргументируется введение санкций, никуда не исчезнут. И, между прочим, вовсе не Трамп является их инициатором», — отметил Калачев. Если Байден станет президентом США, то отношения между Москвой и Вашингтоном могут еще больше осложниться, высказал мнение аналитик.
Максим Шеин из «БКС Брокер» полагает, что через два года мировой порядок будет совершенно другим. Если победит Трамп, то США «уйдут» из Европы и вопрос санкций сам собой отпадет, но на американский рынок никого не пустят. По этой же причине в «Северном потоке — 2» меньше долгосрочных рисков, чем кажется.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Материалы к статье