Нефть, Трамп и ФРС: почему рубль будет слабеть
Если мы посмотрим на динамику российской валюты в июле, то увидим, что рубль потерял более 1% к доллару и более 6% к евро. И это притом, что к большинству валют доллар в данный период снижался. Судя по всему, рубль начал ощущать риски новых санкций. Думаю, что до конца года политический фактор наряду с традиционным — нефтяным — останется среди главных для формирования курса.
Основной риск связан с ходом президентской кампании в США. Пока Дональд Трамп проигрывает в предвыборной гонке, а значит, ему надо что-то придумать, чтобы повернуть ситуацию в свою сторону. Внешний враг, будь то Россия, Китай или кто-то другой, — проверенный и достаточно эффективный способ мобилизации сторонников. При этом если к власти в США придут демократы, то риски введения еще более жестких санкций против России только повысятся, а это значит, что нерезиденты начнут распродавать российские финансовые активы, провоцируя постепенное ослабление рубля.
Не стоит забывать про рынок облигаций, который сильно влияет на курс национальной валюты. Сейчас ситуация складывается таким образом, что реальные доходности российских облигаций становятся все ниже и ниже на фоне снижения ключевой ставки и постепенного роста инфляции. Между тем потенциал для дальнейшего снижения Банком России ставок постепенно приближается к нулю. Все это вряд ли будет способствовать росту спроса на облигации, особенно учитывая дополнительные санкционные риски. Так что данный фактор, скорее всего, не поддержит рубль.
Что касается бюджетного правила и продаж валюты ЦБ, то и здесь заметную поддержку мы, вероятно, не увидим. Объемы, продаваемые Банком России, сокращаются, и если цены на нефть останутся на сегодняшних высоких уровнях, то уже в августе продажи могут вовсе закончиться.
Отдельно стоит рассмотреть цены на нефть, которые, несмотря на некоторое снижение взаимосвязи с рублем в последние годы, все еще оказывают сильное влияние на него.
Нефтяные котировки пока никак не могут преодолеть барьер в $45 за баррель Brent, и есть довольно высокая вероятность, что средняя цена в ближайшие месяцы будет, скорее, ниже, чем выше текущих значений.
Ключевыми причинами для слабой динамики стоимости нефти могут стать:
- рост добычи со стороны сланцевых компаний США. В 2016 году, после возвращения нефти к уровню выше $40 за баррель, сланцевым компаниям потребовалось чуть более полутора месяцев на то, чтобы возобновить рост количества буровых. В этот раз выше $40 за баррель мы закрепились примерно в середине мая, а значит, скоро добыча в США может начать восстанавливаться. Быстрому восстановлению сланцевой отрасли могут помочь и крайне низкие ставки для заимствований;
- высокий уровень нефтяных запасов. Судя по прогнозам EIA, запасы и в 2021 году вряд ли вернутся к докризисным значениям. Причем речь идет о достаточно позитивных прогнозах, предполагающих, что мировая экономика будет расти V-образно, сделка ОПЕК+ выполняться в полной мере, а сланцевые компании наращивать добычу медленно;
- между тем V-образная траектория роста пока остается под большим вопросом. Рост денежной массы, который обеспечили мировые ЦБ, безусловно, поддержит мировую экономику, но склонность потребителей не тратить, а сберегать, многочисленные банкротства и высокая безработица замедлят подъем;
- быстрый рост добычи в некоторых странах. Иран сейчас добывает лишь 10% от своего потенциала, но в случае прихода к власти в США демократа Джозефа Байдена восстановление ядерной сделки вполне может вернуть Иран на рынок нефти. Большим потенциалом увеличения добычи обладают также Ливия и Венесуэла.
Поэтому России не стоит ждать ничего хорошего от динамики нефтяных цен в ближайшем будущем. В базовом сценарии уход ниже $40 за баррель может случиться уже в августе.
Несмотря на большое число негативных для российской валюты факторов, сильного ослабления мы все-таки не ждем. Сдерживать рубль будут в первую очередь огромные денежные вливания (монетарное и фискальное стимулирование) как в США, так и в еврозоне. В США активное стимулирование уже сильно увеличило государственный долг — сейчас это $25,5 трлн при дефиците государственного бюджета на 2020 год примерно в $3,4 трлн. Дополнительным риском для доллара является то, что ставки по облигациям cтремятся к нулю и рефинансировать долг будет непросто.
При таком балансе позитивных и негативных факторов для рубля наиболее вероятным сценарием, на наш взгляд, является постепенное ослабление российской валюты с ближайшими целями в районе ₽75 за доллар и ₽88 за евро.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Материалы к статье