Белорусы бросились скупать доллар и евро. Что будет с местной валютой
Граждане Белоруссии начали активно покупать иностранную валюту, из-за чего ее курс в обменниках резко вырос, а во многих местах запасы наличности вовсе закончились.
Как сообщает TUT.by, 21 августа в обменниках один доллар можно купить за 2,6 белорусских рубля, евро — за 3,1 рубля. По данным телеграм-канала TUT.by, в районе универмага «Беларусь» в Минске американской валюты нет ни в одном из обменников — в наличии были лишь евро, которые сдавали клиенты.
«Белорусский рубль проседает, что будет дальше, никто не знает», — цитирует ТАСС слова минчан возле обменников.
При этом на торгах Белорусской валютно-фондовой биржи 21 августа курс доллара относительно белорусского рубля вырос на 1,45%, до 2,5612, курс евро — на 1,22%, до 2,9819. На 24 августа Национальный банк Республики Беларусь установил следующий официальный курс белорусского рубля: 2,5216 за доллар и 2,9819 — за евро.
Белорусская валюта начала падать в цене в конце прошлого месяца: на 24 июля по курсу Нацбанка Беларуси за доллар давали 2,3857 белорусского рубля, за евро — 2,7624 рубля. С тех пор она обесценилась примерно на 5,6% по отношению к доллару и на 8% к евро. Также на фоне протестов обвалились государственные облигации Беларуси: инвесторы начали распродавать их как на Мосбирже, так и на зарубежных рынках.
Ранее ЕС объявил о введении санкций против страны из-за насилия силовиков в ходе массовых протестов оппозиции против итогов президентских выборов. Они затрагивают лишь чиновников и не касаются рынка облигаций и крупных компаний. Однако, по мнению аналитиков S&P, инвесторы опасаются, что Беларуси затруднят доступ на рынки капитала, в то время как ее экономика остается слабой, а платежный баланс — уязвимым.
Ажиотаж вокруг обмена валюты происходит на фоне слухов о возможном ограничении валютных операций и заморозке банковских вкладов со стороны белорусских властей. Об этом 20 августа сообщил телеграм-канал «Экономика Беларуси».
О вероятной заморозке депозитов со ссылкой на собственные источники писал также канал NEXTA Live, у которого более 2,1 млн подписчиков. Кроме того, в нем был размещен призыв покупать валюту и «снимать средства с банковских депозитов (прежде всего валютных)», поскольку они «используются властями для финансирования силовых органов».
При этом 21 августа первый заместитель премьер-министра Республики Беларусь Николай Снопков опроверг информацию о запрете на снятие вкладов и приостановке валютных операций: заявил, что о таких программах не слышал.
Эксперты уверены, что, несмотря на высочайший спрос на валюту, Беларусь далека от полномасштабного кризиса, хотя риски девальвации белорусского рубля повысились.
«Судя по статистике Национального банка, поводов для паники нет. Банковская система, согласно показателям на конец первого полугодия, достаточно стабильна. У меня нет поводов для паники. То, что мы наблюдаем сегодня, — это, безусловно, реакция на политические события, на недоверие к правительству и на ту реакцию правительства, которую мы видим по отношению к кризисным явлениям. Это прежде всего кризис доверия к институтам государства и, как следствие, такое поведение людей», — сказал «РБК Инвестициям» Ярослав Романчук, президент научно-исследовательского центра Мизеса.
По его словам, разрешение валютного кризиса полностью зависит от качества диалога между властью, населением и бизнесом. Романчук напомнил о 2011, 2015 и 2016 годах, «когда курсы просто летели, хотя обещания тоже были самые радужные».
«Я думаю, что это только начало. Мы вступили в период существенных угроз ослабления белорусского рубля и роста цен», — подвел итог Романчук.
Белорусский экономист Леонид Заико рассказал телеканалу «З60», что в связи с ростом интереса граждан к валюте белорусский рубль будет менее устойчив.
«Скупать [валюту] будут. Потому что Белоруссия — страна с открытой экономикой. 70% ВВП Белоруссии в лучшие годы шло на экспорт. Поэтому все люди в Белоруссии имеют валютные запасы, все они изучают курс белорусского рубля по отношению к евро, по отношению к доллару», — сказал Заико.
Эксперт добавил, что белорусской валюте не грозит обвал благодаря имеющемуся запасу прочности, однако допустил девальвацию на 15–20%.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Материалы к статье