Инвестиции
Отключить рекламу
Темная тема
РБК Comfort
Рубрики
Другие проекты

Последние новости

ЕЦБ понизил ставку четвертый раз подряд
·
Новости
USD 103,27
+3,24%
12 дек. 2024 г.
12 дек. 2024 г.
12 дек. 2024 г.
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает
Pro
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает
·
Что это значит
0

Как добывают и хранят мировое золото. И как COVID нарушил его поставки

Золото считается защитным инструментом для инвесторов. Но пандемия нарушила его поставки по всему миру. Проблемы с транспортировкой вместе с выросшим спросом взвинтили цену на драгоценный металл
Как добывают и хранят мировое золото. И как COVID нарушил его поставки
Золотое месторождение Наталка компании Полюс
(Фото: Полюс)

Во время карантина цена золота сильно выросла. За последние полгода с 1 марта по 31 августа его стоимость увеличилась более чем на 25%. А в конце июля цена золотой унции впервые в истории превысила $2 тыс.

Это произошло потому, что драгоценные металлы считаются защитным инструментом. Во время кризисов и сильной волатильности на рынке инвесторы покупают золото, чтобы обезопасить свои активы от сильного падения цен. Экономический кризис, вызванный пандемией коронавируса, не стал исключением.

Во время кризиса запасаются золотом не только частные инвесторы. Государства также пополняют свои золотые резервы. По данным Всемирного золотого совета (World Gold Council) — в эту организацию входят крупнейшие производители золота в мире, — Центральные банки увеличивают свои золотовалютные резервы после финансового кризиса. Сегодня они владеют почти 35 тыс. тонн золота. Это эквивалентно примерно 17% мировых запасов.

Из-за пандемии границы были закрыты, и транспортировать золото стало сложнее. В результате повышенный спрос инвесторов на золото в сочетании с ограниченным предложением привел к высоким ценам. Разбираемся, как работают поставки золота, где оно хранится и как карантин повлиял на транспортировку драгоценного металла.

Как успеть заработать на золоте: риски, нюансы, прогнозы
Золото,
Как успеть заработать на золоте: риски, нюансы, прогнозы

Драгоценный металл добывают на всех континентах, кроме Антарктиды. Из него во многих странах создают золотые слитки и монеты, которые затем продаются в разных уголках мира. Но перед тем как золотые слитки поступают в хранилища банков, они проходят долгий путь. Вот как работает цепочка поставок золота.

Добыча и обработка

Сначала компании в шахтах на золотых месторождениях добывают руду. Прямо на месторождениях обычно находится плавильный цех, в котором руду перерабатывают в золото-серебряный сплав. Этот сплав в свою очередь отливают в слитки Доре. Один слиток весит около 800 унций. Но это еще не те чистые слитки золота, которые хранятся в банках и которые мы привыкли видеть на картинках. Дальше эти слитки под вооруженной охраной доставляют на аффинажные предприятия. Это такие заводы, где слитки Доре очищают от всех примесей.

Очистка

Аффинажные заводы превращают полуочищенные слитки золота в рафинированное, чистое золото. Когда слитки Доре попадают на аффинажный завод, их взвешивают, исследуют и анализируют на наличие примесей. К слиткам Доре предъявляют строгие требования на чистоту сплава. Сплав Доре должен состоять не меньше чем на 70% из золота, на 25% из серебра и содержать не более 5% других металлов. Например, железо, свинец, никель и теллур. Далее завод расплавляет слитки Доре, очищает от примесей и отливает уже чистые слитки золота.

<p>Якутия. Слитки золота. Сплав Доре. 2004 год</p>

Якутия. Слитки золота. Сплав Доре. 2004 год

(Фото: Издательство «Золотой стандарт» / ИТАР-ТАСС)

Транспортировка

После очистки золото транспортируется в финансовые центры по всему миру. Существует три основных способа перемещения золота по миру, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы:

  • коммерческие самолеты. Самый дешевый из трех вариантов. Коммерческие рейсы перевозят золото по установленным пассажирским маршрутам. Однако объем золота, перевозимого коммерческим рейсом, как правило, невелик и зависит от приоритетов авиакомпаний;
  • грузовые самолеты. При относительно умеренной стоимости перевозки грузовые самолеты транспортируют средние и большие объемы золота по установленным торговым маршрутам. Пространство, предназначенное для груза, определяет стоимость перевозки, и чем больше объем золота, тем выше цена доставки;
  • чартерные перевозки. Чартерные авиалинии предлагают более широкий спектр маршрутов для перевозки золота. Самолеты не привязаны к определенном рейсам и исключительно крупным аэропортам. Поэтому чартерные перевозки — это самый дорогой вид транспортировки золота.

Как только золото добралось до места назначения по воздуху, его перевозят в бронированных грузовиках с охраной в золотые хранилища и банки.

Как мы уже упоминали, золото добывают на всех континентах, кроме Антарктиды. Однако заводов по переработке золота не так уж и много. Четыре крупнейших аффинажных предприятия в мире расположены в Швейцарии, что делает ее важной частью цепочки поставок золота. Гонконг, Сингапур и Дубай — также важные экспортеры и импортеры золота, несмотря на то что на их территории нет рудников.

Страной-лидером, где хранится больше всего физического золота, является Англия. Британские банки содержат крупнейшие в мире коммерческие запасы золотых слитков. Этот объем равен десяти месяцам мировой добычи золота на рудниках. Лондон — крупнейший золотой центр с многочисленными хранилищами золота и других драгоценных металлов.

Каждая страна при этом имеет свой запас золота. Физически оно может храниться в разных местах. Обычно страны держат золото в Центральных банках, его отделениях или специализированных хранилищах, которые строго охраняются. А также за рубежом — в иностранных банках. Например, США держат свои запасы золота в хранилище бывшей военной базы города Форт-Нокс в штате Кентукки. Германия — в ЦБ и иностранных банках в Нью-Йорке, Лондоне и Париже. Италия — в хранилище во дворце Палаццо Кох, а большинство запасов золота России находится в ЦБ и его подразделениях по всей стране.

(Фото: Africa Studio / shutterstock.com)

Из-за закрытых границ и остановки авиасообщения между странами в цепочке поставок золота появились сбои. Они затронули все этапы транспортировки драгоценного металла: от добычи до конечного покупателя. Основные проблемы в цепочке поставок, которые возникли из-за коронавируса и карантина.

Сокращение добычи

Некоторые золотые рудники прекратили добычу, что привело к сокращению поставок золота. Во многих странах разработку пришлось закрыть: национальные и местные власти вводили карантин для борьбы с пандемией. Многие страны сократили добычу золота.

Смена приоритетов

Во время пандемии ужесточились правила поездок и перевозки золота. Также стало доступно меньше воздушных маршрутов — приоритет отдавался поставкам медикаментов. А самих рейсов стало меньше. Все это увеличило стоимость доставки золота.

Закрытые заводы

Некоторые аффинажные предприятия прекратили работу. Их деятельность зависит от поступающего золотого сырья. А если нечего обрабатывать, то работа замирает. Заводы Valcambi, Argor-Heraeus и PAMP прекратили свою работу из-за распространения вируса. Но уже в мае восстановили.

Пандемия коронавируса нарушила глобальную цепочку поставок золота и увеличила издержки. Эти возросшие расходы перешли к конечным пользователям. В то время как в поставках золота наблюдались трудности, спрос инвесторов на золото сильно вырос. В результате цена на драгоценный металл увеличилась. Несмотря на это, в целом золото выдержало испытание. Это показывает, что рынок драгоценных металлов остается относительно стабильным даже в самые непредсказуемые времена, продолжает работать и защищать вложения инвесторов.

В сервисе «РБК Инвестиции» можно купить или продать акции, облигации или валюту. Сделки проходят онлайн, вы не потеряете деньги на больших комиссиях, а в качестве партнера-брокера выступает банк ВТБ. Начните с открытия счета. Это займет не более пяти минут.

Поделиться

Материалы к статье

Анна Хохлова

Виджеты

Мой портфель

Вы недавно смотрели

Котировки

IFX-Cbonds
00:00
928,97
-0,02%