Tesla не включили в индекс S&P 500. Это удар для инвесторов компании
Комитет S&P Dow Jones Indices отказался включить акции Tesla в индекс S&P 500. Такое решение было принято, несмотря на выполнение автопроизводителем последнего критерия для попадания в индекс — Tesla показала прибыль на протяжении четырех кварталов подряд. Вместо Tesla комитет добавил в S&P 500 бумаги Etsy, Teradyne и Catalent, убрав из индекса H&R Block, Coty и Kohl’s.
Включение в индекс заставило бы многочисленные индексные фонды, ориентирующиеся на S&P 500, добавлять бумаги автопроизводителя в портфолио, что поспособствовало бы дальнейшему росту котировок. Эти ожидания были одним из драйверов роста Tesla в последние месяцы.
Стоимость акций Tesla с начала года выросла почти в шесть раз, 31 августа бумаги стоили $498 за штуку. Однако котировки начали падать на прошлой неделе вместе со всем технологическим сектором. А новость о невключении в индекс S&P 500, опубликованная в пятницу вечером, привела к снижению котировок еще на 6,45% на постмаркете.
Tesla — шестой по величине компонент индекса NASDAQ Composite и единственная крупная компания в индикаторе технологического сектора, не входящая пока в индекс S&P 500. Нынешняя рыночная капитализация Tesla ($389 млрд) выше, чем у 95% нынешних компаний S&P 500, включая Johnson & Johnson и Procter & Gamble. Она составляет 1,5% от стоимости всех компаний, входящих в S&P 500, чья капитализация в совокупности равна $27 трлн.
S&P Dow Jones Indices отказался раскрывать причины невключения Tesla в S&P 500. Поводом могло стать, например, недоверие к перспективам устойчивого сохранения прибыльности производителя. Большинство компаний не попадают в S&P 500 после первого достижения прибыльности в течение четырех кварталов — а Tesla как раз сделала это впервые за десять лет в публичном статусе.
«РБК Инвестиции» опросили экспертов на тему возможных мотивов комитета. Они выделили следующие основные причины:
- 1.Переоцененность и высокая волатильность бумаг.
- 2.Неуверенность в стабильности финансовых показателях компании в будущем.
- 3.Источники прибыли Tesla.
- 4.Нежелание составителей индекса становится приложением к «истории компании Маска».
Леонид Делицын, аналитик ГК «ФИНАМ»: «Если Tesla растеряет набранный за год рост, то гипотетический индекс с ее участием снизился бы на 1,4%. Это не стало бы трагедией, но S&P, скорее всего, опасается стать примечанием к такому сценарию. Составители не хотели бы, чтобы каждое сообщение о падении акций Tesla завершалось обсуждением того, насколько они потянули за собой индекс. Tesla подвело ее слишком быстрое удорожание. Думаю, если бы акции за год выросли в полтора-два раза, компанию благополучно включили бы в индекс».
Алексей Кириенко, управляющий партнер EXANTE: «Компания должна показывать стабильный финансовый результат, и ее бизнес-модель должна быть фундаментально обоснована. Капитализация Tesla выросла слишком резко, и комитет, скорее всего, хочет посмотреть, как долго такой уровень будет сохраняться, чтобы потом компанию не пришлось в экстренном порядке исключать из индекса. Также против включения Tesla сыграл фактор повышенной волатильности котировок и весьма неустойчивые показатели прибыли компании».
Альберт Короев, начальник отдела экспертов по фондовому рынку «БКС Брокер»: «Главной проблемой для комитета могли стать источники прибыли Tesla. Она получает сотни миллионов долларов в год от других производителей, которые платят Tesla за ZEV credits. Согласно нормативному регулированию в ряде штатов, автопроизводители должны выпускать какое-то количество электрокаров. Если они этого не делают, то должны покупать ZEV credits у тех компаний, которые производят электрокары. Tesla выпускает лишь электрокары, имеет избыток ZEV credits и продает их традиционным производителям».
По мнению аналитика Wedbush Дэна Айвза, непопадание Tesla в S&P 500 заставит «чесать затылок» «быков», считавших это практически неизбежным при соблюдении всех критериев. Айвз присвоил бумагам рейтинг «держать» и целевую цену в $380. Российские эксперты разделяют его мнение.
Леонид Делицын: «Компания может растерять весь свой рост, и падение стоимости раз в пять не является невозможным. Сейчас мультипликатор P/S составляет 16,6, а прогнозируемый P/E — 333. Tesla оценивается в 333 прибыли! У General Motors эти мультипликаторы равны 0,37 и 28 соответственно, у Ford — еще меньше. Если «история» Tesla закончится, то ее стоимость — $10 млрд. 1/40 стоимости — это текущее состояние бизнеса, а остальные 39 долей — это вера в Маска и электромобильную революцию».
Алексей Кириенко: «Однозначно новость ударит по «быкам» Tesla, и амплитуда снижения может быть значительной, учитывая высоковолатильный характер акций и обширную фиксацию по акциям роста. Стоит отметить, что Tesla — это очень показательная компания, которая отражает настроения ретейл-инвесторов. Если они разочаруются в Tesla, это окажет влияние на весь рынок».
Альберт Короев: «Коррекция может продолжиться с учетом того, что она может быть общерыночной в технологических бумагах США, которые показали сильный рост в этом году. Высокая оценка Tesla, которая в случае включения в индекс стала бы одной из самых дорогих компаний, могла смущать индексный комитет S&P Dow Jones. Сближение цены с консенсусом Уолл-стрит, который находится на уровне $289, видится вероятным сценарием».
Следующее ежеквартальное заседание комитета S&P 500 по ребалансировке индекса состоится в декабре. Формально у комитета есть право пересмотреть его состав в любой момент, однако обычно решения по изменениям в индексе принимают раз в год — в конце лета.
Вероятно, ждать включения Tesla в S&P 500 придется минимум год, за который компании придется попробовать достичь большей стабильности в котировках и дальше демонстрировать прибыль. При этом у комитета нет жестких правил и есть полномочия включать в индекс компании, даже не отвечающие всем критериям на свое усмотрение.
Необходимые критерии для включения в индекс S&P 500:
- компания должна базироваться в США и иметь листинг на Нью-Йоркской фондовой бирже, NASDAQ или Чикагской бирже опционов;
- ее рыночная капитализация должна составлять не менее $8,2 млрд;
- ее ценные бумаги должны быть высоколиквидными (объем торгов — не менее 250 тыс. акций в месяц);
- не менее 50% бумаг должны быть в обращении;
- нужно показать прибыль по ходу последних четырех кварталов в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета США (GAAP).
Леонид Делицын: «Tesla попадет в индекс после коррекции стоимости акций до адекватного уровня. Если произойдет обвал стоимости, а прибыль вырастет так, что в итоге будущий мультипликатор P/E снизится с 333 хотя бы до 60, то составители S&P перестанут бояться стать присказкой «S&P упал на 1,5%» к волшебной истории о компании гениального Илона Маска».
Консенсус-прогноз Marketbeat по бумагам Tesla — «держать». Средний ценовой ориентир — $177,58.
Больше новостей и интересных историй об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Материалы к статье