Инвестиции
Отключить рекламу
Темная тема
РБК Comfort
Рубрики
Другие проекты

Последние новости

Занять и забыть: топ-10 кредиток с самым длинным льготным периодом
·
РБК Банки
Инвестор из США хочет купить «Северный поток-2». Как он связан с Россией
Pro
Инвестор из США хочет купить «Северный поток-2». Как он связан с Россией
USD 102,58
+1,88%
23 нояб. 2024 г.
23 нояб. 2024 г.
23 нояб. 2024 г.
·
Мнение профи
0

Вторая волна COVID-19: как она может затронуть российский рынок акций

Вакцина от COVID-19 и низкие ставки должны «вылечить» рынки в 2021 году. Пока же российским инвесторам стоит посоветовать ОФЗ и акции сырьевых компаний, считает управляющий активами БКС Андрей Русецкий
Вторая волна COVID-19: как она может затронуть российский рынок акций

К середине сентября новый рост заболеваемости COVID-19 проявился не только в Европе и ряде других регионов мира, но и в России. Это заставляет более внимательно оценить риски пресловутой второй волны пандемии для российской экономики. Стоит ли паниковать?

10 сентября ЦБ опубликовал проект Основных направлений денежно-кредитной политики на 2021–2023 годы, в котором сформулировал четыре сценария возможного развития событий. Три из них можно назвать негативными, а базовый исходит из консервативной оценки ситуации.

Банк России отмечает, что коронавирус будет заявлять о себе еще долгое время, и мы вполне можем увидеть новые закрытия тех или иных экономик. Действительно, если посмотреть на прогнозы прибылей мировых авиакомпаний и индустрии туризма, то их рост ожидается не ранее второй половины 2021 года, что подтверждает «дезинфляционный» сценарий ЦБ. Но на примере России мы видим, что вакцина уже существует. И многие другие страны, в том числе и США, решили сократить стандартную процедуру испытаний и сразу приступить к массовой вакцинации.

Кроме того, смертность от коронавируса пока достаточно низка, хотя абсолютный прирост заболевших в сутки больше, чем в марте 2020 года, когда 92% мировой экономики находилось на самоизоляции. Возможно, помогает теплая погода, возможно, мутация вируса. Так или иначе, пандемия уже выявила два явления: недоинвестированность медицины в мировом масштабе и то, что финансисты лучше прогнозируют поведение рынков, чем вирусологи распространение вируса.

Но как быть, если деловая активность не восстановится, а инфляция останется подавленной на уровне 2–3%? С точки зрения инвесторов, отыгрывать данную ситуацию лучше через длинные облигации — ОФЗ. Текущий наклон кривой доходности в 2% выглядит сопоставимым с другими развивающимися странами, поэтому здесь важны действия ЦБ по дальнейшему уровню ключевой ставки. В отсутствие инфляции цикл снижения ставки возобновится. Также можно рассчитывать на акции компаний внутреннего спроса (розничные сети, телекомы), которые покажут опережающую динамику роста.

Конечно, не стоит ждать низкой инфляции, если цены на нефть останутся на уровне, например, в $35 за баррель. Такие цены могут спровоцировать девальвацию рубля и, как следствие, инфляцию. При этом подавленный внутренний спрос не приведет к резкому снижению импорта, который и так уже находится на критическом уровне и состоит из товаров, не производимых в России.

Побочные эффекты: как борьба с COVID-19 превратилась в рыночную гонку
COVID-19,
Побочные эффекты: как борьба с COVID-19 превратилась в рыночную гонку

Наш базовый сценарий исходит из восстановления деловой активности в мире и России. Последние пять лет мир жил в эпоху сильного доллара, что было связанно с глобальной политикой мировых центральных банков. Так, ставки в США росли и достигли 2% к концу 2018 года, в то время как в Еврозоне, Швейцарии и Японии оставались вблизи 0%. Но пандемия все изменила. Теперь ставки нулевые во всем мире, а доллар начал снижаться относительно валют-партнеров.

Слабый доллар идет на пользу сырьевым товарам. Подобную картину мы уже видели в 2010–2012 годах, когда после глобального финансового кризиса мировые регуляторы задействовали множество монетарных и фискальных стимулов. Итогом таких действий стало снижение индекса стоимости доллара к корзине валют до минимальных уровней 2007 года. $2000 за унцию золота, $10 тыс. за тонну меди, нефть по $120 за баррель — все это мы уже видели в 2011–2012 годах на фоне ослабления американской валюты.

Нефть пока остается одним из немногих реальных активов, который не вырос на фоне слабого доллара в силу отсутствия вакцины и низкой мобильности населения. Золото обновило максимумы, базовые металлы и сырье торгуются на самых высоких за два-три года значениях. Вакцина должна стимулировать путешествия и туризм, поскольку у людей сложился большой отложенный спрос на данный вид услуг. Особенность текущего кризиса в том, что сильного падения доходов не наблюдается, так как государства по всему миру компенсируют их с помощью социальных трансфертов.

Все это позволяет говорить о более высоких ценах на нефть в 2021–2022 годах, что должно способствовать росту российских экономических показателей.

Инвестору в такой ситуации на долговом рынке лучше находиться в коротких облигациях и покупать ОФЗ с плавающим купоном — это позволит не получать отрицательную переоценку в цикле повышения ставки. В акциях лучше делать ставку на сырьевые компании, особенно нефтяные. Так, при цене нефти ₽3500 за баррель в 2021 году дивидендная доходность большинства компаний превысит 10%, а в некоторых случаях достигнет 12–13%. Если учесть, что российский рынок акций последние два года торговался, исходя из доходности в 7%, это дает надежду на потенциал роста рынка акций на уровне 40%. Если рынок не вырастет, то дивидендная доходность будет фактически вдвое превышать доходность на рынке облигаций и в три раза уровень депозитов — беспроигрышная ситуация.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Спросите профи», может не совпадать с мнением редакции

Гайд для начинающих: как торговать с «РБК Инвестициями»
Обучающие материалы

Поделиться

Материалы к статье

Андрей Русецкий специально для «РБК Инвестиций».

Виджеты

Мой портфель

Вы недавно смотрели

Котировки

IMOEX
00:00
2 581,05
0,48%