Шок, который уже проходит. Перспективы мировой экономики в 2021 году
Мир на пороге выхода из коронавирусного кризиса — вакцинация вернет жизнь в привычное русло, и многие отрасли экономики быстро восстановятся. Серьезная трансформация затронет лишь отдельные индустрии и модели управления бизнесом, уверены участники проекта РБК Talks.
Уже к лету 2020-го крупные экономисты, в том числе представители американских школ, назвали происходящее в мире из-за коронавируса не кризисом, а шоком. Его особенность в отличие от кризиса в том, что он внешний и не коренится внутри системы. Поэтому, как только уходят факторы, его вызвавшие, пандемия и влияние на экономику со стороны властей, все возвращается на свои места. Это же произойдет и с мировой экономикой, говорит основатель инвестиционной группы The Movchan's Андрей Мовчан. Восстановлению поможет глобальная вакцинация.
Решение вопроса неравенства станет главным вызовом для постковидной экономики и, возможно, приведет к пересмотру основ современного капитализма, считает экономист, председатель и независимый директор наблюдательного совета Московской биржи Олег Вьюгин.
А ускорение технологической революции, которое произошло в пандемию, сделает проблему неравенства еще более явной. Автоматизация и роботизация уменьшают вклад людей в создание дополнительной стоимости. Это значит, что распределение благ теперь должно происходить иначе, уточнил эксперт.
По мнению участников РБК Talks, цену на нефть в $50 за баррель в краткосрочной перспективе можно считать достаточно устойчивой. Однако долгосрочный тренд будет обратным — интерес к нефти будет снижаться из-за тенденции на декарбонизацию и спроса на возобновляемые источники энергии.
Возможно, что нефть ждет такая же судьба, как и уголь. Сырье остается важной отраслью хозяйства, но не является движущей силой экономики, приводит пример главный директор по экономическому направлению Института энергетики и финансов Марсель Салихов. Для России это означает постепенное уменьшение значения и размера нефтегазовых доходов, отметил он.
В марте 2020 года развалилась сделка ОПЕК+ по сокращению добычи нефти. Уже 1 апреля цена российской нефти Urals упала до $10,5 за баррель — минимального уровня с марта 1999 года. А майские фьючерсы нефти марки WTI впервые в истории стали отрицательными. Нефть марки Brent в апреле опускалась до $17,52.
Наличие или отсутствие новых санкций против России при президенте Джо Байдене будет зависеть только от Москвы, считает Олег Вьюгин. Что касается изменений во взаимодействии с другими странами, то эксперт прогнозирует «более взвешенные» отношения США с ЕС и продолжение разумной конфронтации с Китаем, которая не приносит ущерба американской экономике.
По мнению Андрея Мовчана, Китай теперь будет «сдвигаться» в сторону американской позиции: открывать свои рынки так же, как это делает США, придерживаться тех же норм и правил в ведении промышленной разведки и информационных войн, которые соблюдают Соединенные Штаты.
Эксперты не ждут с приходом Байдена взрывного роста зеленой энергетики. Нефтяная инфраструктура в США пока остается довольно мощной, а инициативы новой администрации Белого дома встретят сопротивление республиканцев в Конгрессе, отмечают участники РБК Talks.
Заинтересовала тема? Мы вместе с инновационным смартфоном Samsung Galaxy Z Fold2, который помогает учиться дистанционно, даем бесплатный доступ к записи и расшифровке вебинара РБК Talks «Год черного лебедя: макроэкономический прогноз на 2021 год».
В 2021 году стоит ждать доллар в районе ₽70. При этом сырьевая направленность российской валюты создает условия для ее дальнейшего ослабления, уверен Олег Вьюгин. К этому приведут низкие темпы роста экономики и производительности труда в стране.
Укреплению рубля будет мешать отсутствие значительного притока иностранного капитала — как в виде прямых инвестиций, так и портфельных, сказал Вьюгин.
Чувствительным ударом для рубля в 2021 году станет отток капитала, который связан с тратами россиян за рубежом. Обычно они оставляют в заграничных поездках до 2% ВВП, и после восстановления туристической индустрии эти расходы возобновятся, заметил Андрей Мовчан.
Сейчас в мире сложилась парадоксальная ситуация, когда обстоятельства для возникновения пузырей в экономике налицо, но распознать реальные примеры довольно трудно, продолжает Андрей Мовчан.
«С одной стороны, мы наблюдаем беспрецедентный рост стоимости ценных бумаг и низкий уровень дефолтов. А с другой стороны, установлены низкие ставки заимствования, на рынок вышел огромный объем капитала, который сильно способствует надуванию таких пузырей. Пузыри, безусловно, есть, но их пленка настолько прочная, что непонятно, может ли что-нибудь ее пробить в ближайшее время»
Обвал, по его мнению, могут вызвать либо крупный дефолт, либо «большая проблема» у одной из популярных и крупных компаний.
При этом рынок ведет себя иррационально, и традиционные индикаторы перестают отражать реальность, обращает внимание Вьюгин. Фактически сейчас рынком управляют СМИ, а не профессиональные аналитики. Изменение имиджа или ситуации с брендом крупного эмитента могут очень сильно повлиять на рынки, вызвав цепную реакцию обвала, признает Мовчан.
Он не ожидает серьезного роста на фондовых рынках в 2021 году. При этом коррекция возможна, но в более отдаленный период, считает он.
Олег Вьюгин объясняет значительный рост количества размещений в 2020 году высокими оценками стоимости компаний.
В долгосрочной перспективе инвестиции в компании на буме IPO могут разочаровать инвесторов, считает Марсель Салихов. Он уверен, что рост числа IPO связан с низкими процентными ставками. Многие инвесторы понимают, что те доходности, к которым они привыкли, не реализуются в традиционных инструментах и начинают искать новые возможности. Второй важный фактор для рынка IPO — приток частных инвесторов.
Исследования показывают, что результаты инвестиций в компании на стадии IPO, в среднем, не дают хороших результатов, предупреждает Салихов. С ним соглашается Мовчан — стоимость акций компаний, прошедших IPO, через полгода после размещения в среднем ниже, чем в период листинга, говорит он.
Нынешний год стал рекордным по количеству размещений и объемам привлеченных в ходе IPO средств. По данным Bloomberg, на биржах США в 2020 году состоялось 479 размещений на $173 млрд. В Азиатско-Тихоокеанском регионе прошло 885 листингов на $134 млрд. В Европе состоялось уже 160 размещений на общую сумму $28,3 млрд. В прошлом году здесь прошло 136 листингов, в ходе которых компании собрали $26,7 млрд.
После пандемии мировые экономики снова начнут расти, а малый и средний бизнес начнет восстановление, говорит Вьюгин. В постковидной экономике будут востребованы новые модели и технологии управления компаниями, считает он.
Что касается перспективных направлений для инвестиций, то диверсификация сохранит свою актуальность, уверен Салихов. По мнению эксперта, останется не полностью реализованным потенциал компаний в сфере интернет-торговли.
Востребованными у инвесторов будут не столько отдельные отрасли экономики, сколько «модные» компании, уверен Мовчан.
Мовчан прогнозирует локальные изменения в отраслях экономики. К примеру, в производстве медицинской техники, создании вакцин, которые приведут к получению лекарств от других вирусов и заболеваний. Быстрее будут происходить изменения на рынке офисной и торговой недвижимости.
Эксперты РБК Talks уверены, что кризисные явления в связи с пандемией, охватившие мир в 2020 году, скоро завершатся.
«И локдаун, и падение рынков, и изменение ставок, и количественное смягчение — все это производные одного конкретного «черного лебедя». Я бы даже сказал, не «черного лебедя», а «черной утки», которая прилетела, крякнула и уже почти улетела. Мы с вами сейчас находимся в финальной стадии этого процесса», — подвел итог экономист.
Заинтересовала тема? Мы вместе с инновационным смартфоном Samsung Galaxy Z Fold2, который помогает учиться дистанционно, даем бесплатный доступ к записи и расшифровке вебинара РБК Talks «Год черного лебедя: макроэкономический прогноз на 2021 год».
Материалы к статье