Прогулка с единорогами: ZeroAvia переведет авиацию на водород
Стартап: ZeroAvia
Чем занимается: создает самолет на водородном двигателе
Откуда: Калифорния, США
Год основания: 2017
Конкурент: Airbus
ZeroAvia — калифорнийский стартап, который разрабатывает самолеты на водородных двигателях. Внедрение технологии позволит сократить выбросы в атмосферу от коммерческих перелетов.
В 2019 году авиация произвела 915 млн метрических тонн диоксида углерода (СО2) — это около 2% общих мировых выбросов и 12% от объема газа, выделяемого транспортом. Диоксид углерода пагубно влияет на атмосферу — он вызывает парниковый эффект и изменение климата.
Электрические двигатели становятся все популярнее в автомобильной индустрии, но они пока не подходят для авиации — возможностей существующих двигателей недостаточно, чтобы сдвинуть пассажирский самолет.
Водородное топливо может стать отличной заменой. «Со сжатым водородом у вас сразу в четыре-пять раз больше преимуществ с точки зрения энергоемкости, если сравнить тысячефунтовую систему водородных топливных элементов и тысячефунтовую батарею», — рассказал основатель и CEO компании Валерий Мифтахов в интервью Robb Report в мае.
Валерий Мифтахов родился и вырос в Сибири. Он изучал физику в МФТИ, а затем получил степень PhD в Принстонском университете. Сейчас живет в Калифорнии.
Это не первый стартап Мифтахова — ранее он основал компанию eMotorWerks, которая разрабатывала быстрые зарядные станции для электрокаров. В 2017 году предприниматель продал ее энергетической компании Enel.
Основатель компании уверен, что технология водородных топливных элементов может быть использована уже очень скоро — раньше чем через 10 или 20 лет.
Сейчас ZeroAvia разрабатывает и тестирует уже готовый к сертификации водородный двигатель ZA-600. Его можно использовать для небольших самолетов на 10–20 пассажиров для перелетов на расстояние до 500 миль (800 км).
В сентябре ZeroAvia провела первый тестовый полет. Шестиместный пропеллерный самолет Piper M-класса на водородном топливе достиг высоты 1000 футов (300 м). Полет длился до 20 минут.
Уже в начале 2021 года компания планирует провести полет на дистанцию около 250 миль (400 км), что примерно равно расстоянию для рейсов Лондон — Эдинбург или Лос-Анджелес — Сан-Франциско.
Помочь достичь эту цель может партнерство с British Airways, о котором компания объявила в декабре. Планируется, что в результате этого сотрудничества ZeroAvia будет «встроена в сердце авиакомпании». Исследования и выводы, полученные в ходе этого процесса, будут использоваться, чтобы перевести самолеты авиакомпании на двигатели с нулевым уровнем выбросов.
В дополнение ко всем работам с самолетами ZeroAvia разработала экосистему для обслуживания водородных двигателей в аэропорту Крэнфилд. Эта разработка — первая в мире полностью функционирующая заправка для водородных двигателей в аэропорту для коммерческих авиационных двигателей.
«Масштаб потребления позволяет экономно производить топливо на месте. Это меняет правила игры, — объясняет Мифтахов, — Водород не нужно перевозить, разжижать, беспокоиться о его транспортировке, потому что это топливо с низкой плотностью».
По данным Crunchbase, пока стартап провел только один раунд финансирования. Однако ему сразу удалось привлечь внимание известных фондов.
Earlier today, we had the privilege to be apart of the JetZero Council meeting and discuss ways to lead the country in developing the world's first zero-emission jet transport. We are very proud to have been included and look forward to what the future holds. #NetZero #JetZero pic.twitter.com/dWuzC9wW2t
— ZeroAvia (@ZeroAvia) July 23, 2020
ZeroAvia получила $21,4 млн от группы инвесторов. В нее вошли фонд Breakthrough Energy Ventures, который финансируется Биллом Гейтсом, Amazon Climate Pledge Fund, финансируемый Джеффом Безосом, а также Ecosystem Integrity Fund, Summa Equity, Horizons Ventures и Shell Ventures.
Еще $16,3 млн вложило правительство Великобритании. «Проект компании ZeroAvia запустит в британское небо полеты с нулевым уровнем выбросов. Также это позволит позиционировать страну как лидера в области зеленых технологий в авиации и гарантирует, что Великобритания станет еще более экологичной после пандемии», — сказал министр энергетики Кваси Квартенг.
Компания потратит средства на разработку к 2023 году самолета с водородным двигателем, рассчитанного на 20 пассажиров.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Материалы к статье