Трейдеры говорят о Virgin Galactic. Как Брэнсон сделал космос мейнстримом
Стоимость бумаг 28 октября 2019 года: $11,75 за акцию
Стоимость 26 февраля 2021 года: $37,23 за акцию
Динамика: +216,8%
Причина роста: вера инвесторов в космический туризм
Плюсы: низкая конкуренция в секторе, фигура Ричарда Брэнсона
Риски: волатильность акций, отсутствие доходов, отсрочка коммерческих полетов
Virgin Galactic — первая в мире публичная компания из сферы космического туризма. С октября 2019 года ее акции торгуются на Нью-Йоркской фондовой бирже, куда она вышла путем слияния с технической SPAC-компанией Social Capital Hedosophia Holdings. Тогда Virgin Galactic привлекла около $450 млн.
Когда основателя Virgin Galactic Ричарда Брэнсона спросили, почему он выбрал этот способ выйти на биржу, он сказал: «Я нетерпелив. А SPAC помогает миновать всю тягомотину, нужную, чтобы стать публичной компанией. Это здорово, подумал я, давайте сделаем это».
Впрочем, терпения бизнесмену не занимать. Virgin Galactic с 2010 года проводит тестовые полеты своего космического корабля SpaceShipTwo, но до сих пор не осуществила ни одного полета с туристами на борту. К тому же у проекта нет ни постоянного источника доходов, ни прибыли.
Несмотря на это, акции Virgin Galactic выросли в цене более чем на 200% с тех пор, как компания стала публичной. Участники рынка активно инвестируют в ожидании, когда она начнет коммерческую деятельность. Удастся ли ей это? Разбираемся.
Перспектива путешествий в космос на кораблях частных компаний представляется вполне реальной на горизонте следующих десяти лет, пишет аналитик группы компаний «Финам» Артемий Шамшуков.
UBS прогнозирует, что к 2030 году рынок космического туризма вырастет до $3 млрд. Сейчас в мире есть как минимум семь компаний (Virgin Galactic, «КосмоКурс», Bigelow Aerospace, SpaceX, Excalibur Almaz, Orbital Sciences, Blue Origin), которые занимаются разработками проектов в сфере космического туризма.
«Такие конкуренты, как SpaceX и Blue Origin, — серьезные игроки на потенциальном рынке частных космических путешествий. Однако игроков со значительной экспертизой и серьезной технологической базой мало. Поэтому даже если Virgin Galactic займет лишь небольшую долю рынка, бизнес, на наш взгляд, будет успешным», — считает директор аналитического департамента инвесткомпании «Фридом Финанс» Вадим Меркулов.
Впрочем, сейчас только один проект отправляет путешественников в космос. Это совместное детище двух компаний — российского «Роскосмоса» и американской Space Adventures. Компании сотрудничают с 2001 года и за это время отправили погостить на международную космическую станцию (МКС) семерых туристов.
Virgin Galactic — дочерняя компания конгломерата Virgin Group, который Ричард Брэнсон основал вместе со своим другом детства Ником Пауэллом в 1970 году. Virgin Group ведет свой бизнес во многих областях экономики — от сотовой связи до авиаперевозок.
На мысль заняться космическим туризмом Брэнсона натолкнул Михаил Горбачев. Однажды миллионеру позвонил посол СССР в Лондоне и передал предложение генерального секретаря стать первым туристом в космосе. Главными условиями были полтора года обучения в Звездном городке под Москвой и $50 млн. Брэнсону сумма показалась слишком большой, и он отказался.
Cпустя 25 лет миллиардер пожалел об этом. И тогда спросил окружающих, полетели бы они в космос, если бы у них был обратный билет. 95% ответили утвердительно. Такой ответ, видимо, вдохновил бизнесмена, и в 2004 году Брэнсон приступил к освоению космоса, зарегистрировав компанию Virgin Galactic.
Всего в разработку полетов в космос Virgin Galactic вложила $1 млрд (на конец 2019 года). При этом $380 млн в компанию инвестировал суверенный фонд благосостояния Абу-Даби — группа Aabar Investments.
Последняя отчетность за четвертый квартал и весь 2020 год ожидаемо показала отсутствие квартальной выручки и чистый убыток в $74 млн ($0,31 на акцию). За три месяца до 31 декабря компания потратила $41,5 млн на разработки и исследования (НИОКР) и почти $33 млн на общие и административные расходы.
Интересно, что Virgin Galactic в принципе способна сама финансировать свои затраты, так как ее денежная подушка на конец 2020 года составляла $665,9 млн, что на 39% больше, чем годом ранее. К тому же у компании нет долгов, за исключением примерно $25 млн обязательств по аренде.
В будущем Virgin Galactic планирует получать годовой доход в $1 млрд с каждого космодрома при условии 400 полетов в год. Аналитик UBS Майлз Уолтон подсчитал — чтобы достичь такой выручки, Virgin Galactic нужно продавать билеты по $400 тыс.
Пока у Virgin Galactic нет постоянного источника доходов, финансовые показатели сейчас не особо важны для оценки компании, пишет Barron's. Больший интерес представляют планы, которые в конечном итоге могут позволить Virgin Galactic начать получать выручку.
«Поскольку в этом году ожидается рост деловой активности, инвесторы хотят слышать подробности об испытательных полетах, одобрениях на самолеты и спросе на места в космическом корабле», — отмечает издание.
Между тем в Virgin Galactic до сих пор не могут ответить на главный вопрос: когда же начнутся регулярные суборбитальные полеты в космос с туристами на борту?
Сейчас билеты на полет в космос на корабле SpaceShipTwo есть у 600 человек — компания продавала их до 2014 года по цене $250 тыс. А в ноябре прошлого года года объявила, что возобновит продажи в 2021 году — после полета в космос самого Ричарда Брэнсона.
В 2014 году бизнесмен заявил, что Virgin Galactic планирует совершить первый коммерческий полет в космос уже весной 2015 года. Вместе с сыном он хотел стать первыми космическим туристом своей же компании.
Но программа столкнулась с трудностями. 14 октября 2014 года SpaceShipTwo разрушился над пустыней Мохаве через несколько секунд после включения ракетного двигателя. Один из пилотов погиб, второй успел катапультироваться, но получил серьезные травмы.
После аварии Virgin Galactic перестала продавать билеты на полеты в космос, о коммерческих полетах не упоминалось несколько лет. Все это время Virgin Galactic проводила испытательные полеты. Компания вновь начала планировать отправку туристов в космос только в 2020 году. Однако полеты уже несколько раз откладывались — компания постоянно переносит важные испытания.
В декабре 2020 года провалился очередной запуск SpaceShipTwo — бортовой компьютер остановил зажигание ракетного двигателя, но корабль удалось благополучно посадить. 13 февраля 2021 года был запланирован еще один полет — в компании хотели проверить, удалось ли устранить неполадки. Но запуск был отложен, а в Virgin Galactic заявили, что возникла необходимость в дополнительных технических проверках.
26 февраля — на телефонной конференции, посвященной результатам за минувший год — компания познакомила инвесторов с новым расписанием испытаний и первого коммерческого полета. По планам компании:
- в мае 2021 года пройдет следующий испытательный полет SpaceShipTwo;
- если майский рейс окажется успешным, компания проведет еще два — вероятно, летом. Первым рейсом полетит «полная каюта» сотрудников компании, а вторым — сам Ричард Брэнсон;
- в конце лета или в начале осени 2021 года итальянские военно-воздушные силы отправят в космос на корабле Virgin Galactic трех пассажиров и несколько грузов — это принесет компании прибыль;
«На этом программа испытаний корабля Unity SpaceShipTwo будет завершена», — сообщил генеральный директор Майкл Колглейзер.
- после этого, в начале 2022 года, Virgin Galactic начнет проводить туристические полеты;
- кроме того, 30 марта 2021 года начнутся испытания нового корабля SpaceShipThree. После первого запуска в марте компания планирует еще четыре тестовых полета в режиме планирования и четыре — с запущенным ракетным двигателем.
Созданный Virgin Galactic суборбитальный пилотируемый космический корабль SpaceShipTwo работает в паре с гигантским самолетом-носителем White Knight Two. Самолет доставляет корабль на стартовую высоту примерно 15 км. Там SpaceShipTwo отделяется и включает двигатели, которые помогают ему миновать атмосферу Земли.
По разным оценкам, максимальная высота полета составляет 135–320 км. Корабль набирает нужную высоту и отключает двигатели, а пассажиры на борту в течение шести минут испытывают невесомость. Затем SpaceShipTwo вновь входит в атмосферу Земли и планирует, приземляясь на взлетно-посадочную полосу. SpaceShipTwo вмещает шестерых туристов и двух членов экипажа.
В будущем Virgin Galactic собирается ежегодно совершать около 400 суборбитальных полетов, причем количество запусков будет составлять до трех в день. Эксперты прогнозируют, что в 2021 году объемы продаж в компании достигнут $20 млн, а в 2022-м вырастут до $136 млн.
Новые временные рамки для полетов вызвали серьезный скептицизм среди экспертов. Основательница космической консалтинговой фирмы Astralytical Лауры Форчик считает, что шансы на то, что Virgin Galactic начнет коммерческие полеты в 2022 году, «чуть меньше 50%». Это произойдет ближе к 2024 году, полагает она.
«Чтобы начать коммерческую деятельность в 2022 году, Virgin Galactic стоит ускориться. Но когда на кону стоят жизни людей и общественная репутация компании, безопасность - главный приоритет. Им необходимо сбалансировать безопасность и скорость», — пояснила эксперт и добавила, что «терпению инвесторов есть предел».
Очередное изменение графика полетов разочаровало рынки. Акции Virgin Galactic обвалились на 17% на торгах 26 февраля, до $35 за бумагу. К закрытию торгов падение замедлилось до 11,86% ($37,23 за акцию).
Краткосрочно
Эксперты предупреждают, что на коротком и среднем горизонте акции Virgin Galactic — чисто спекулятивное вложение и огромный финансовый риск. Поскольку компания еще не начала коммерческие полеты и не имеет прибыли, динамика котировок сильно зависит от новостей и настроений инвесторов. И поэтому акции легко могут как резко вырасти, так и упасть в цене до нуля.
При этом сейчас акции сильно переоценены, считает руководитель отдела по инвестиционному консультированию «Тинькофф Инвестиций» Кирилл Комаров. «Акции этой компании — явный пример финансового пузыря на рынке акций, разогреваемого иррациональными действиями ретейловых инвесторов и на фоне хайпа вокруг космических технологий», — сказал он «РБК Инвестициям».
Эксперт рекомендует держаться от бумаг Virgin Galactic в стороне, потому что котировки рано или поздно обрушатся. «[Путешествия в космос на кораблях частных компаний] вполне реальны, но мы очень сильно сомневаемся, что из этого можно будет сделать какой-то хорошо масштабируемый бизнес на горизонте хотя бы пяти лет», — пояснил он.
Долгосрочно
Поскольку дохода у компании нет, определить «пол» или «потолок» для котировок очень трудно. Так что акции компании «просто оценивают с прицелом на годы вперед», пишет стратег Renaissance Capital Мэтт Кеннеди. Многим комфортно владеть акциями, которые сильно подорожают к 2040 году, «с Virgin Galactic вы получаете именно это», говорит эксперт.
«Причины роста [акций Virgin Galactic] вполне понятны; цена все еще достаточно низка, чтобы даже мелкие розничные инвесторы могли принять участие и купить небольшую часть того, что может стать одним из самых больших прорывов на последнем рубеже», — комментируют ситуацию в MarketBeat.
В издании отмечают, что даже если что-то пойдет не так, шансы на то, что Virgin Galactic свернет бизнес, невелики. К тому же компания может использовать знания, полученные при разработке космических технологий, для более «приземленных» вещей. Например, для сверхзвуковых самолетов.
«На наш взгляд, долгосрочная перспектива остается позитивной, — рассуждает директор аналитического департамента ИК «Фридом Финанс» Вадим Меркулов. — Перспективность нового рынка космических путешествий высока, а Virgin Galactic остается одним из главных кандидатов на лидерство в этой сфере».
Во «Фридом Финансе» ожидают, что на горизонте года акции Virgin Galactic опустятся до $35 за бумагу. А в более долгосрочной перспективе могут достичь исторического максимума в $60, так как компания, вероятно, уже «выйдет на стабильные денежные потоки от космических запусков».
Диверсификация рисков
«Лучшим советом, пожалуй, будет помнить о диверсификации рисков», — заметил Артемий Шамшуков из «Финама». Он предложил рассматривать акции Virgin Galactic как инвестицию с высокой потенциальной доходностью, но и крайне высоким риском, так как на данный момент компания только пытается запустить первые коммерческие полеты в космос и не имеет стабильной выручки.
«Как один из пионеров в области космических путешествий, Virgin Galactic способна навсегда поменять представление людей о путешествиях. Но не нужно забывать о рисках. Не говоря уже о целом ряде регуляторных, операционных и этических рисках — а что, к примеру, если людям будет страшно или одиноко в космосе?» — заключил эксперт.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем аккаунте в Instagram
Материалы к статье