«Для тех, кто умеет ждать». Какие перспективы у бумаг Virgin Galactic
Детище Ричарда Брэнсона Virgin Galactic — одна из самых интересных для инвесторов публичных компаний. Это аэрокосмическая фирма, планирующая организовывать туристические суборбитальные полеты в космос. Дочерняя компания Virgin Galactic — The Spaceship Company — является неотъемлемой частью бизнеса: она отвечает за аэрокосмические разработки и производит космические аппараты.
Сама космическая система компании состоит из трех основных компонентов:
- корабля SpaceShipTwo, разработанного для доставки клиентов или полезных грузов в космос и возвращения их на Землю;
- самолета-носителя WhiteKnightTwo, предназначенного для перевозки SpaceShipTwo на высоту примерно 45 тыс. футов, где он выпускается для полета в космос;
- SpaceShipTwo приводится в движение гибридной ракетной двигательной установкой RocketMotorTwo, которая перемещает его по нужной траектории в космос.
Virgin Galactic — один из пионеров новой отрасли космического туризма. Пока сложно предположить, насколько прибыльной она будет через пять — десять лет. В последнем квартальном отчете компания заявила о сокращении убытков в три раза по сравнению с тем же периодом прошлого года, до $129,7 млн.
Аналитики Bank of America предполагают, что космическая индустрия в целом вырастет в три раза к 2030 году и будет оцениваться в $1,4 трлн. Как потенциальный лидер индустрии Virgin Galactic сможет задавать комфортные для себя темпы развития бизнеса, а также несколько завышать цены на полеты, осознавая, что конкурентов, предлагающих цены ниже, нет.
К слову, о конкурентах: создать успешный космический бизнес сегодня невероятно сложно по целому ряду причин. В этом смысле конкуренцию Virgin Galactic могут составить BlueOrigin Джеффа Безоса и SpaceX Илона Маска. BlueOrigin уже запустил онлайн-аукцион, где будет разыгран билет в космос на 20 июля на борту корабля New Shepard. Если все пойдет по плану богатейшего человека планеты, то Virgin Galactic потеряет статус первопроходца на рынке космического туризма.
Пока это единственные преследователи компании, не дающие Брэнсону расслабиться. Перед другими у Virgin Galactic есть довольно глубокий экономический «ров» — уникальное, сложно воспроизводимое конкурентами преимущество. Cовсем свергнуть Virgin Galactic с трона будет непросто, даже Безосу и Маску — разве что Virgin сам не поможет им в этом.
Virgin Galactic по соотношению потенциальной доходности к риску больше напоминает стартап или венчурную компанию. За этим стоит награда для тех, кто умеет ждать и обладает высокой толерантностью к риску. Если посмотреть на динамику цен компании за последний месяц, то можно увидеть, что они потеряли более 10% стоимости после того, как руководство вновь не назвало точную дату испытательного полета SpaceShipTwo. После двух ранее отмененных полетов новый запуск был запланирован на май, но точная дата осталась неизвестной.
Наконец, Virgin Galactic выигрывает от тренда «богатые становятся богаче». Клиентами космического перевозчика, по крайней мере первое время, будут исключительно состоятельные люди. Не менее 600 человек уже предварительно купили билеты на борт Virgin Galactic по средней цене около $250 тыс. Учитывая устойчивый спрос по всему миру, инвестиции в Virgin Galactic дальновидны.
На сегодня Virgin Galactic не может похвастаться сильными фундаментальными показателями. По оценкам аналитиков из консенсус-прогноза Reuters, Virgin Galactic выйдет на положительную чистую прибыль только через три — пять лет. Учитывая большое количество рисков — регуляторных, операционных, этических, — вполне возможны и финансовые проблемы.
Важно подчеркнуть риски, которые традиционно измеряются волатильностью. По моим подсчетам, у рынка в целом с конца октября 2019 года, когда Virgin Galactic стала публичной компанией, этот показатель находился на уровне 28,37%, то есть инвесторы Virgin побывали на бесплатных «американских горках», так как у бумаг компании данный показатель составил 107,06%. Такое поведение акции подходит далеко не каждому.
Также бизнес Virgin Galactic вполне укладывается в глобальную тенденцию роста числа богатых людей, но есть одна проблема. В отличие от покупки бриллиантов и яхт, полет в космос требует от потенциального клиента крепкого здоровья. Большинство миллионеров по всему миру — люди, вероятно, немолодые и часто уже с некоторыми ограничениями по здоровью.
Например, подобные проблемы перед полетом были в 2005 году у 60-летнего бизнесмена Грегори Олсена, а великий ученый Стивен Хокинг, который принял предложение Ричарда Брэнсона полететь в космос на борту корабля Virgin Galactic, к сожалению, не дожил до полета.
Даже если считать лишь часть «пригодных» для полетов состоятельных лиц, то не факт, что они захотят потратить свои деньги, купив билет на борт космического корабля Virgin Galactic. Более того, для покупки билета активы этих людей должны быть ликвидными, что еще больше сокращает потенциальную целевую аудиторию компании.
Несколько настораживающими также стали действия основателя Virgin Galactic Ричарда Брэнсона, который в середине апреля продал акции своей же компании на сумму около $150 млн. Кроме того, в начале марта Чамат Палихапития, председатель Virgin Galactic, продал свою долю в размере 6,2 млн акций на сумму около $213 млн. Как правило, это весьма подозрительный сигнал для акционеров и потенциальных инвесторов.
Вложения в Virgin Galactic подразумевают очень высокий уровень риска, но в целом они неплохи. Точнее — не для всех. Лучшим советом, пожалуй, будет диверсификация. Если при добавлении акций Virgin Galactic в портфель растет его ожидаемая доходность и диверсификация, то происходит рост коэффициента Трейнора — отношение средней доходности, которая будет превышать безрисковую норму, к риску. И это можно назвать грамотным решением. В противном случае стоит подумать дважды и помнить, что не все ракеты долетают до звезд.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнение профи», может не совпадать с мнением редакции.
Материалы к статье