О венчурных инвестициях простым языком: что, для кого, с чего начать
Человек или юридическое лицо, инвестирующее в стартапы. Стартапы — это частные компании, как правило, в технологической сфере, которые могут достаточно быстро масштабировать свой бизнес и привлекают для этого средства инвесторов.
Соответственно, деньги обычно привлекают через разные инструменты: деньги в капиталах, выпуск новых акций, конвертируемые ноты — SAFE (Simple Agreement for Future Equity), венчурное кредитование (venture debt) и т. д. Все это — деньги инвесторов, которые поступают в компании для финансирования их роста.
Также венчурные инвесторы иногда покупают уже выпущенные акции компаний. Такая транзакция на рынке называется вторичной, то есть акции покупаются у других инвесторов. Эти деньги не идут на развитие компании.
Есть много инструментов, которыми стартапы пользуются для поиска денег — например, разные акселерационные программы (Y Combinator, Сбер 500, программы от МТС и Ростелеком и т.д). Здесь стартапам дают деньги, помогают создать продукт и вывести его на рынок. Иногда за это берут долю в компании-стартапе, иногда — нет, существуют разные модели.
Второй вариант — просто поиск, когда стартапы сами ищут, пишут и ходят по инвесторам. И третий — это различные площадки, через которые сейчас можно находить деньги: Kickstarter, IndieGoGo, Republic и др. Поэтому многообразие большое как в инструментах, так и в том, кто может стать венчурным инвестором.
Венчурные капиталисты всегда рассчитывают на рост стартапа и, соответственно, увеличение его капитализации. Уоррен Баффет как-то сказал: «Цена — это то, что ты платишь. Ценность — то, что ты получаешь». Вы всегда хотите платить меньше за большую ценность. Но самое главное — это надежда на будущий рост. То есть вы рискуете сейчас для того, чтобы создать ценность в будущем.
Допустим, вы вложили деньги, когда стартап только запустился. Затем он подрос и стал дороже стоить, в него вложил кто-то еще, уже по другой стоимости. Например, вы заплатили за акции компании, когда она была только на бумаге, 1 цент за каждую. Потом прошло время, компания что-то сделала на деньги инвесторов и приобрела новую ценность. Соответственно, и цена за акцию теперь стала $1, компания выросла в 100 раз, значит, и ваша акция теперь стоит $1. Потом компания снова подняла деньги, снова удачно их «отработала» — и теперь акция стоит $100. Значит, у тех, кто покупал акции по $1, доля стоит в 100 раз больше, а у тех, кто по 1 центу — в 10 тыс. раз. Теперь вы можете продать или оставить свои акции.
Нужно понимать, что акции стартапа — это не ликвидный инструмент. Нельзя просто так пойти и кому-то их быстро продать (в отличие от бумаг публичных компаний). Стартап — это неликвидный актив, бирж нет, вам нужно найти покупателя самому. Хотя, например, компании Carta X, Forge Global пытаются построить биржи, на которых венчурные инвесторы-акционеры могут продать свои акции.
Но эти инструменты пока не развиты как настоящие биржевые инструменты публичных компаний. Поэтому это неликвидные активы, и главное — очень рисковые. Вы должны рассчитывать на то, что большинство ваших инвестиций не дадут нужного результата.
В моем примере было так: 1 цент — потом $1 — потом $100. Хорошо, если так произойдет хотя бы с одной компанией, тогда вы окупите все свои инвестиции. Но так как это высокорискованные инвестиции, чаще всего вы покупаете акцию компании за 1 цент, а через год этой компании нет. Не потому что фаундеры сбежали с вашими деньгами и купили себе Ferrari. Они старались изо всех сил, но не получилось. И поэтому ваши акции превращаются просто в никому не нужные бумажки.
Венчурному инвестору нужно мысленно нарисовать себе трехмерное пространство: на одной оси будет география, на другой — индустрия, а на третьей — стадия. Нужно определиться с географией — это будет Россия или только Москва? Или Северная Америка? Или весь мир? А индустрия — это роботы? Еда, биотехнологии, финтех? Или все вместе? Стадия — посевная, когда еще ничего нет, кроме презентации? Или это компании, которые уже зарабатывают и вот-вот выйдут на IPO?
Конечно, чем более ранняя стадия, тем больше риск и тем ваши чеки в этих компаниях должны быть меньше, а самих компаний — больше. То есть если вы хотите проинвестировать $10 млн на ранней стадии, то инвестируйте их по $100 тыс., тогда вы вложите в 100 компаний. Если вы инвестируете на поздних стадиях, можно разделить их по $3 млн, тогда у вас будет только три компании. А риски, если вы правильно инвестируете, те же.
Теперь, когда у вас $10 млн проинвестировано в 100 компаний на ранней стадии, 80% этих компаний, скорее всего, умрут. Но какие-то компании выживут, а какие-то принесут вам $100 дохода на 1 вложенный цент, и они могут окупить все ваши остальные инвестиции.
Чем в более ранние стадии вы инвестируете, тем больше вы должны создавать резервов. Во-первых, часть компаний вам придется спасать (и опыт поможет вам разобраться, какие спасать, а какие нет — абсолютное большинство спасать не нужно). Во-вторых, нужно будет поддерживать долю в тех компаниях, которые взлетают. В хорошем венчурном фонде инвесторы резервируют 50% денег под такие кейсы.
Специфика инвестирования есть на каждой стадии, но важно понимать, что вы создаете портфель. Венчурный рынок очень закрытый. Если у вас есть доступ к хорошим стартапам, вам повезло. Чем больше у вас данных, знаний, чем лучше ваши связи, тем лучше поток компаний на входе.
Фактически у венчурного инвестора есть два больших секрета. Первый — как получить доступ? Вот вы нарисовали эти три оси и выбрали точку. Как теперь получить доступ ко всем этим компаниям, которые поднимают деньги? И важно не только до них добраться, но и стать первым. Так у вас будет больше шансов, потому что стартапы всегда собирают только определенную сумму денег.
Участвуйте активно в жизни стартапов — помогайте, консультируйте, общайтесь, будьте полезными. Стартапы общаются друг с другом, и так ваше имя будет звучать все чаще. Чем больше вы отдаете, тем больше получаете возможностей. Вы должны стать другом и частью семьи стартапа, которому помогаете. Любите фаундеров и в победах, и в поражениях. Это вознаградится отличными контактами и возможностями.
Второй секрет — в том, чтобы выбрать из того, к чему вы дотянулись, отличить лучшее от худшего. Это умение и опыт.
Плюсы очень простые — вы можете много заработать. Кроме нелегальных бизнесов, таких как казино и торговля оружием, вы таких денег больше нигде не заработаете. Я бы назвал еще один плюс. Инвестиции в венчур — это как инвестиции в детей: вы строите будущее. Лично для меня это очень существенный аргумент. Минус — это, конечно, высокие риски.
Условно компания проходит три стадии: это ранняя, или seed-стадия, средняя, или growth/early growth, и late stage growth. Чем более поздняя стадия, тем меньше риск для инвестора. Вы должны зарабатывать в целом 20–25% годовых или больше, иначе премия за риск не оправдана. Есть куда менее рискованные инструменты, где вы можете заработать 10–15% — например, вкладывая в акции публичных компаний.
Разделите весь ваш ликвидный капитал на четыре части и разложите его на оси, где снизу вверх — риски, а слева направо — ликвидность. То есть высокая ликвидность и высокие риски — это правый квадрат, а низкая ликвидность и низкие риски — это левый квадрат. Соответственно, в верхнем правом квадрате будут публичные рынки (высокий риск и высокая ликвидность публичных акций). Внизу справа будут fixed income, разные долговые инструменты корпораций (низкий риск, высокая ликвидность). В нижнем левом отсеке будет недвижимость, риски и ликвидность низкие, вы не можете просто взять и завтра продать все, что вы хотите продать, в отличие от fixed income. А вот в верхнем левом квадрате будут как раз венчурные инвестиции. Кому нужны такие инвестиции? Риск большой, ликвидность низкая. Ответ очень простой: там самый высокий заработок.
Объем инвестиций я бы советовал такой: правый верхний, правый нижний и левый нижний квадраты — на ваше усмотрение, а верхний левый — 10% вашего ликвидного капитала. Вычтите ваш бизнес, если он есть, дом, дачу, не считайте их. У вас останется капитал, которым вы управляете, и 10% этого капитала вы можете инвестировать в этот квадрат.
Если денег мало, а заработать хочется, то лучше заходить в фонды. Сейчас это можно сделать с $20–30 тыс. через такие инструменты, как ЗПИФ.
Общий объем венчурных инвестиций очень большой. Он составляет уже $130 млрд в Америке. Для сравнения, в 2011 году он был всего $28,4 млрд, то есть рынок вырос почти в пять раз всего за десять лет. Это очень много!
В США венчурное инвестирование — уже сложившаяся индустрия. Там есть инвесторы на разных стадиях, есть много денег, профессионализм, понимание, как инвестировать, как собирать деньги. В России это все пока только строится, но хочу сказать, что в России есть один замечательный паттерн. Если еще в 2015 году становиться стартапером было не так актуально, то сейчас на стартапы мода. Огромное количество людей сегодня становятся стартаперами. Это хорошо, потому что так появляется опыт. Это опыт командной и индивидуальной работы, опыт построения большой компании из маленького проекта. Таким опытом в России пока обладает небольшое количество людей.
Почему в Кремниевой долине создается стартап за стартапом? Можно говорить про инвестиционный климат, их умение не обращать внимание на сложности, в том числе принимать провалы, и т. д. Но на самом деле это все следствие, не причина. А причина в том, что там собралось большое количество людей, которые стартовали, делали и ошибались, и так по кругу. Так у людей появился опыт, и каждый раз он себя оправдывает. В новый стартап приходят люди, которые делали уже что-то похожее, и каждый раз у них получается все лучше.
Конечно. Как? Ищите нужные связи, смотрите вокруг себя, изучайте проекты, инвестируйте и учитесь на собственном опыте. Но книги, конечно, тоже нужно почитать. Могу посоветовать «Настольную книгу стартапера» от Стива Бланка, она подходит и инвесторам, и «Почему стартапы терпят поражение» Тома Айзенмана. Отличные работы для тех, кто хочет разобраться в теме.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнение профи», может не совпадать с мнением редакции
Материалы к статье