Кредитный рейтинг, ликвидность и налоги: что нужно знать для тестирования
Кредитные рейтинги компаний показывают, насколько они надежны как заемщики и могут выполнять взятые на себя финансовые обязательства по ценным бумагам. Например, облигациям. Это оценка вероятности дефолта заемщика по специальной шкале. Рейтинги присваивают независимые рейтинговые агентства — международные и российские. Среди основных агентств:
«Эксперт РА»;
Кредитное рейтинговое агентство НКР;
Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА);
S&P Global Ratings;
Moody’s Investors Service;
Fitch Ratings.
Эксперты делают выводы не только на основании открытых документов и финансовой отчетности компаний, но и конфиденциальных данных, которые они получают. Шкалы, по которым они оценивают бизнес, бывают национальными и международными. Кроме того, они могут отличаться от агентства к агентству. Помимо этого, рейтинг одной компании у разных агентств может быть неодинаковым из-за различий в методологии либо разных мнений аналитиков.
Таким образом, рейтинги — это мнение агентства и ее аналитиков о кредитоспособности организаций. Они не являются абсолютной мерой вероятности дефолта и кредитного качества компаний, так как не всегда можно предсказать будущие события и тенденции. Кроме того, их пересматривают раз в год, поэтому иногда они могут не отражать ситуацию в компании при сильных колебаниях рынка. То есть положение дел в компании поменялось, а рейтинг обновить еще не успели.
Как правило, рейтинг состоит из нескольких частей. В него входят буквы, цифры, а также знаки «плюс» или «минус». Обычно оценки обозначаются латинскими буквами A, B, C, D. Чем больше букв A, тем лучше компания может выполнять свои обязательства по мнению агентства. D означает, что она находится в состоянии дефолта либо нарушила свои финансовые обязательства. Знаки «плюс» и «минус» показывают градацию каждой категории. Если в рейтинге стоит обозначение ru или rus, то он присвоен по национальной шкале.
Обычно максимальный рейтинг по российской шкале для всех компаний — кредитный рейтинг страны. Суверенный рейтинг России от агентства Fitch, который оно утвердило в июле 2021 года, — ВВВ. Это означает, что если по национальной шкале компании присвоили рейтинг AAA, то по международной ему будет соответствовать ВВВ.
Помимо рейтингов компаний, существуют рейтинги облигаций. Они позволяют определить кредитное качество того или иного кредитного обязательства, а также вероятность дефолта по нему. Рейтинговые агентства оценивают, способен ли эмитент выполнять финансовые обязательства по тому или иному выпуску облигаций, и на основе этого анализа присваивают бумагам рейтинг.
Инвесторы часто используют кредитные рейтинги для принятия решения, вкладываться в компанию, бумагу или нет. Однако они не индикаторы качества инвестиций, не рекомендации по покупке, хранению или продаже бумаг.
«Их назначение отнюдь не в том, чтобы указывать на целесообразность тех или иных инвестиций. Рейтинги отражают лишь один аспект, необходимый для принятия инвестиционного решения, — кредитоспособность, а в некоторых случаях еще и уровень возмещения долга в случае дефолта», — отмечают в Standard & Poor`s.
Значения международных рейтингов делятся на категории — инвестиционную, спекулятивную и дефолтную. Примерное распределение такое:
инвестиционная. В нее входят компании и финансовые инструменты с рейтингами от ААА до ВВВ, которые считаются надежными;
спекулятивная. В нее попадают организации с сомнительной кредитоспособностью, которые могут не пережить неблагоприятные условия рынка, а также бумаги, вкладываться в которые рискованно. Их рейтинги — от ВВ до C;
дефолтная. В эту категорию входят те, кто нарушил финансовые обязательства, находится в шаге от дефолта, начал процедуру банкротства и так далее. Сюда входят эмитенты с рейтингом D.
Однако эти категории и распределение между ними может отличаться в разных агентствах. В Standard & Poor`s и Fitch выделяют инвестиционную и неинвестиционную (спекулятивную) категории. В первую входят эмитенты с рейтингом от ААА до ВВВ включительно, а во вторую — все остальные.
Если у выпуска облигаций нет рейтинга, это значит, что у рейтингового агентства нет мнения о его кредитных рисках. То есть агентство не проверяло, в какой ситуации находится эмитент бумаг и может ли он выполнять свои обязательства, так что этот факт не обязательно означает, что у компании проблемы.
Когда мы говорим о ликвидных ценных бумагах, то имеем в виду, что их можно продать в кратчайший срок по цене, близкой к рыночной. Чем ликвиднее бумага, тем меньше будет спред — разница между лучшими ценами ее покупки и продажи.
Понять, насколько бумага ликвидна, можно не только по спреду, но и по ее объему торгов — количеству совершенных сделок в денежном выражении в течение одной торговой сессии.
Соответственно, низколиквидные бумаги труднее приобрести и продать, а спред будет бóльшим, чем у ликвидных. Так что невозможно точно определить, как быстро удастся продать, например, низколиквидную облигацию. Сначала нужно найти покупателя, а это может занять некоторое время. Если его не получится найти, то и сделку совершить — тоже.
При покупке облигаций инвесторы сталкиваются с определенными рисками. Среди них:
- кредитный риск — это вероятность дефолта компании, выпустившей облигации. То есть ситуации, когда она не сможет исполнять взятые на себя финансовые обязательства. Этот риск показывают рейтинги агентств;
- риск ликвидности — это вероятность того, что инвестор не сможет быстро и по выгодной цене продать бумаги, так как не сможет найти покупателя;
- рыночный риск — это риск понести убытки из-за неблагоприятного изменения рыночной цены облигаций. Например, инвестор захотел продать облигацию на бирже, а она упала в цене и стала стоить дешевле, чем когда он ее покупал. Если он ее продаст, то себе в убыток.
При покупке облигаций иностранных компаний возникает еще один риск — валютный. Это возможность убытков из-за изменения курса валюты, в которой инвестор купил бумаги, а также дополнительной налоговой нагрузки.
В доход по облигациям входят:
прибыль от разницы между ценой покупки и продажи актива. Например, трейдер Иннокентий купил облигацию по $100, а через полгода продал по $110. Таким образом, его прибыль в долларах составила $10;
купонные выплаты;
прибыль от погашения облигации, если инвестор купил ее дешевле номинальной стоимости.
Однако при расчете налогооблагаемого в России дохода по иностранным облигациям также нужно учитывать изменение курсов валют. Например, когда Иннокентий покупал бескупонную облигацию за $100, доллар стоил ₽50. Когда он продал ее по $110, то доллар поднялся до ₽75. Поэтому в рублях Иннокентий заработал не ₽750 (10х75), а ₽3250. Расчеты такие:
(110х75) — (100х50) = 3250
Анализ событий, «распаковка» компаний, портфели топ-фондов — в нашем YouTube-канале
Материалы к статье