Экспорт стали в Китай: какие перспективы у металлургов из России
На фоне санкций российские металлургические компании рассматривают азиатские рынки как альтернативное направление для экспорта. По оценке ассоциации «Русская сталь», российским металлургам придется переориентировать на восток около 4 млн тонн стальной продукции в год.
Евросоюз 15 марта ввел запрет на импорт стали из России. В список попали непокрытый горячекатаный и холоднокатаный стальной прокат, сортовой прокат, некоторые виды сварных и бесшовных труб. Ограничения не распространяются на стальной сляб и железную руду, одним из крупнейших поставщиков в ЕС является Россия.
Впрочем, компании не только экспортируют продукцию в ЕС и США, но и производят ее уже там. «А это не подпадает под экспортные ограничения», — обратил внимание директор департамента по работе с акциями УК «Система Капитал» Константин Асатуров.
Сколько металлурги продавали в Европу и Азию
По данным европейской металлургической ассоциации Eurofer, в 2021 году ЕС импортировал из России 3,74 млн тонн стальной продукции.
Доля продаж в Европу в выручке «Северстали» в 2021 году составила 31%. Каких-либо существенных объемов в Азию не продавалось. В выручке ММК Европа составляла 7%, Азия — 4%. Доля Европы в выручке «Металлоинвеста» составляла 29,3%, азиатского рынка — 8,5%.
В то же время «Распадская» («дочка» Evraz) получала от продаж в Европу 11%, в Азиатско-Тихоокеанский регион — 32%. У «Мечела» на Европу приходилось лишь 13% выручки добывающего сегмента, на Китай — 38%, другие азиатские страны — еще 18%. В выручке металлургического сегмента компании доля Европы была 18%, Азии — 2%.
По расчетам ассоциации «Русская сталь», при переориентации на восток расстояние доставки грузов увеличится более чем в три раза — с 2,3 тыс. до 7,9 тыс. км. Это приведет к дополнительным расходам компаний в ₽17 млрд в год, сообщал РБК ранее. Стоимость транспортировки резко выросла на фоне дефицита контейнеров, ограниченного доступа к портам и ослабления рубля, указывают аналитики инвесткомпании «Атон».
«РБК Инвестиции» спросили экспертов о перспективах российских металлургических компаний на фоне переориентации экспорта на восточные рынки.
Способен ли азиатский рынок заменить европейский?
На китайский рынок приходится более 50% общемирового потребления многих сырьевых товаров, таких как сталь, никель, медь, сообщили в «Атоне». Но из-за развитого собственного производства в Китае на импорт приходится лишь 25% спроса.
«Вероятно, для российских игроков будет важен не столько китайский, сколько соседние рынки в регионе. Азиатские рынки нуждаются не в конечной премиальной продукции, а в таком сырье, как железная руда и коксующийся уголь. Курс китайских властей на ограничение производства в стране и улучшение экологии может сыграть на руку российским игрокам. В любом случае мы не ждем полной замены европейских площадок на азиатские для российских компаний», — считает Константин Асатуров.
С другой стороны, цены на сталь в Китае значительно ниже, что негативно отразится на доходах российских компаний. «Цены на горячекатаный прокат в Китае находятся на уровне $879 за тонну — дисконт к европейским ценам увеличился до 43% по сравнению с 25% в 2021 году (снижение внутреннего спроса на фоне проблем в секторе недвижимости). Пятилетний средний дисконт составляет около 8% из-за статуса Китая как нетто-экспортера стали», — сообщила «РБК Инвестициям» аналитик УК «Открытие» Ирина Прохорова.
Что будет с ценами на сталь на российском и зарубежном рынках?
По данным Ирины Прохоровой, на мировом рынке свободно около 26% производственных мощностей: «Поскольку избыточные мощности по производству стали в мире имеют существенно более высокие издержки, это приведет к росту цен на сталь на внешних рынках. Цены на сляб и железную руду могут также вырасти». Эксперт считает, что на внутреннем рынке цены на стальную продукцию снизятся, поскольку предложение превышает спрос.
Цены на зарубежных рынках могут краткосрочно подняться на фоне инфляции, роста цен на энергоносители и снижения экспортных объемов со стороны российских игроков, считает директор департамента по работе с акциями УК «Система Капитал» Константин Асатуров. «На внутреннем российском рынке ввиду контроля маржи и внешних ограничений мы ждем в целом стабильный уровень краткосрочно, а долгосрочно уровень цен будет зависеть от спроса внутри страны в условиях санкций и потенциальных мер поддержки, в том числе строительного сектора», — сказал эксперт.
Эдуард Харин из «Альфа-Капитала» подчеркнул: «Цены на металл внутри страны и за рубежом, скорее всего, существенно «разъедутся». И если раньше мы могли говорить о премии около $100 за тонну, то сейчас стоит говорить о дисконте в $100–200 к европейским ценам».
Кому из российских сталеваров нужнее азиатский рынок
Традиционно Азия занимает крайне низкую долю в структуре продаж российских металлургов, отмечает аналитик ИК «Велес Капитал» Василий Данилов. «Главной жертвой сложившейся ситуации оказалась «Северсталь»: она получает 34% выручки в Европе и реализует подпавшую под санкции прокатную продукцию. На наш взгляд, именно «Северсталь» столкнется с необходимостью масштабной переориентации продаж на азиатское направление», — сказал Данилов. Он также подчеркнул, что переброс значительных объемов на новые рынки подразумевает ценовой дисконт и рост логистических издержек, что ударит по рентабельности компании.
«Остальные сталевары столкнутся с аналогичными трудностями, но их влияние на финансовые результаты будет более умеренным», — считает эксперт «Велес Капитала». «В наименьшей степени негативные последствия от изменения географии продаж коснутся ММК и EVRAZ. Это связано с тем, что для указаных компаний ключевым рынком сбыта является Россия», — сообщил ведущий аналитик Промсвязьбанка Алексей Головинов.
Как изменятся финансовые показатели компаний
Вероятность сокращения производства вместе с перспективами снижения рентабельности и другими специфическими рисками негативно сказываются на инвестиционной привлекательности российских металлургов, считает аналитик УК «Открытие» Ирина Прохорова.
В первом и втором кварталах металлурги столкнутся со снижением в объемах поставок, а во втором полугодии показатели вернутся к норме, поскольку рынок стали достаточно ликвидный, считает руководитель дирекции по работе с акциями «Альфа-Капитала» Эдуард Харин. «В среднем по году можно ожидать снижение в пределах 5–10%, также частично это повлияет на выручку», — отметил Харин.
«Мы ожидаем, что инфляция в России в 2022 году может превысить 20%, что увеличит себестоимость тонны стали до ₽55 тыс. к концу года. Учитывая требование Минпромторга установить потолок наценки для стали на внутреннем рынке не выше 25%, выручка компаний, ориентированных на российский рынок, например ММК, может снизиться на 5% без учета курса доллара», — сказал «РБК Инвестициям» аналитик Промсвязьбанка Алексей Головинов.
В Промсвязьбанке прогнозируют, что для выстраивания клиентской базы компаниям придется потратить много ресурсов и времени — от полугода, причем в наибольшей степени пострадают НЛМК и «Северсталь». Алексей Головинов добавил, что НЛМК придется перенаправить порядка 3,5 млн тонн продукции, или 18% от общей выручки. Для «Северстали» это значение составляет 2,5 млн тонн сбыта, что соответствует 33,5% выручки.
«Избыточное производство вместе с падением внутреннего и внешнего спроса могут привести к временной приостановке части производственных мощностей и регулированию цен, снижению маржинальности производителей. В то же время компании могут пробовать обходить санкции и нежелание приобретать российскую сталь с помощью трейдеров в дружественных странах, например в Казахстане», — допускает аналитик УК «Открытие».
Следите за новостями компаний в телеграм-канале «Каталог РБК Инвестиций»
Материалы к статье