Инвестиции уже не будут прежними: что и как сейчас безопасно покупать
Если раньше задача состояла в выборе акций инвестиционно привлекательных компаний, анализе отчетности или новостей о компаниях, то теперь все эти «мелочи» отошли на второй план. Сегодня каждый российский инвестор, покупая ту или иную акцию, берет на себя, кроме рисков бизнеса этой компании, еще и инфраструктурные риски брокера, биржи и депозитария. Давайте разбираться, как нам продолжить инвестировать, но при этом минимизировать все сопутствующие риски.
- Инвестиции в российские акции и облигации через российских брокеров
Покупать акции российских компаний — самый очевидный и наименее опасный подход с точки зрения санкционных рисков. Все операции производятся в рамках страны, а значит, можно сосредоточится на отчетах, графиках и динамике бумаг. Однако инвестиции в российский фондовый рынок несут в себе другие инфраструктурные риски.
Многие российские компании в последнее время перестают публиковать свою отчетность. Банк России официально ограничил публикации финансовых отчетов всех финансовых организаций для ограничения рисков, связанных с введенными санкциями. Позже финансовую отчетность решили не публиковать НЛМК, ММК, «Северсталь», НОВАТЭК, АЛРОСА и «Распадская».
В итоге на российской бирже становится все больше публичных компаний с непубличной отчетностью. Для себя я решил в такие компании не инвестировать, поскольку риск купить «кота в мешке» сейчас слишком велик. Среди российских компаний, публикующих отчетность, при правильном анализе вполне можно собрать себе портфель на горизонт трех — пяти лет. В моменте, конечно, по нему еще возможны сильные движения вниз, но приличный горизонт инвестирования их нивелирует.
- Инвестиции в иностранные акции через российских брокеров
В последние годы среди российских инвесторов большую популярность получило инвестирование в иностранные акции. На фоне растущего мирового рынка и понижательного тренда в рубле казалось, что покупка акций в американской валюте — отличная идея.
Однако 30 мая Банк России ограничил торги иностранными ценными бумагами — но не всеми, а теми, которые находились в контуре Национального расчетного депозитария (НРД). Они были в зоне риска из-за того, что ранее европейские клиринговые системы Euroclear и Clearstream приостановили отношения с НРД. Одна из версий, почему они это сделали, — страховались, потому что не имели возможности установить, кому какие активы принадлежат.
Спустя несколько дней инвесторы получили новый удар — сам НРД подпал под санкции Евросоюза. И если раньше можно было надеяться на то, что стороны договорятся и сделают сверку активов, чтобы отделить бумаги санкционных лиц от не подпавших под санкции, то теперь очевидно, что инвесторам придется ждать снятия санкций с НРД. В то же время право собственности на акции у них остается.
Особняком от европейского депозитария стоит американский депозитарий DTC. Через него, в частности, работает американский брокер Interactive Brokers. Сам Interactive Brokers россиянам счета открывает и только периодически напоминает, что в случае блокировки счетов они не несут ответственности за возможные убытки. Именно тут я вижу одно из решений для инвестирования в иностранные акции.
16 мая Банк России разрешил физлицам переводить со своих счетов за границу до $50 тыс. в месяц, что позволяет инвесторам купить иностранную валюту в России по текущему очень привлекательному курсу, перевести их в Interactive Brokers и там полноценно торговать иностранными акциями.
Работать через Interactive Brokers было вполне безопасно до недавнего времени, но 17 мая этого года Роскомнадзор заблокировал британский раздел сайта по требованию Генпрокуратуры РФ. В таком случае необходимо следить за дальнейшим развитием событий. В том случае, если брокер решит попрощаться с российскими клиентами, у них нет практики заморозки активов. Interactive Brokers просит в ограниченный срок продать активы и вывести средства. Подобное произошло в 2021 году году с клиентами, которых брокер заподозрил в запрещенной деятельности. И даже в этом случае средства дали вывести в течение месяца.
Важно понимать, что, в отличие от Euroclear, Interactive Brokers видит каждого клиента, и это позволяет проверить, находится ли он в санкционном списке, а следовательно, брокер может действовать избирательно.
В случае экстренного ухода из Interactive Brokers я бы заранее побеспокоился о том, куда переводить активы. Как вариант подойдет кипрский Just2Trade. Несмотря на кипрскую юрисдикцию, по американским ценным бумагам депозитарий у Just2Trade тот же, что и у Interactive Brokers — DTC. Это позволит проще переносить активы, однако будет очень высокая комиссия — 10% за каждый переведенный актив, или минимум €10. Счет в Just2Trade открывается за один рабочий день. Для открытия счета будет достаточно российского паспорта. Для активации возможности банковских переводов потребуется второй документ, например водительские права.
Если работа и заключение договора с иностранным брокерам выглядит для вас слишком рискованно, то в России с брокером Just2Trade работает «Финам», передавая ему заявки, минуя НРД. Банк «Финам» — формальный банк, не обслуживающий российские госкорпорации, так что вероятность санкции на него весьма мала, а прецедентов наложения санкций именно на брокеров мы до сих пор не наблюдали.
- Инвестиции в криптовалюту
Криптовалюта в текущей ситуации может быть полезна рядовому инвестору. На фоне геополитической повестки совсем затихли разговоры о запрете цифровых валют, наоборот, Россия, скорее всего, будет постепенно разворачиваться в сторону частичного принятия оплат криптовалютами, в частности за импорт.
Инфраструктура платежей стала удобна и понятна любому новичку, так что за товары и услуги платить таким активом станут чаще. Появились крупные и надежные централизованные биржи, огромное разнообразие децентрализованных инструментов. Все это позволяет встраивать более понятные долгосрочные стратегии инвестирования в криптовалюту.
Стекинг (или стейкинг) — это альтернатива традиционному майнингу. Пользователи получают вознаграждение за простое хранения криптомонет, при этом могут себе позволить не покупать дорогое оборудование.
Фарминг — это процесс начисления токенов в виде вознаграждения за предоставление ликвидности проекту путем размещения определенной пары токенов.
В частности, можно использовать стейкинг как некий аналог прогнозируемой дивидендной доходности, а фарминг — как ставку на новые венчурные проекты. Ситуацию немного омрачает ограничения крупнейшей централизованной биржи Binance: для россиян биржа ограничила лимит активов суммой в €10 тыс. Впрочем, с учетом того, что крипта не должна быть основным средством инвестирования, для среднестатистического инвестора это вполне приемлемо.
Еще один нюанс заключается в пополнении счета на криптобирже. Раньше это можно было сделать напрямую с банковской карты. Теперь такой способ отключен, но работает механизм p2p — перевод с российской банковской карты на банковскую карту другому участнику биржи, а он в свою очередь зачисляет имеющуюся у него крипту на ваш криптокошелек. Гарантом сделки тут выступает сама биржа, поэтому такие платежи считаются надежными.
Данные проблемы не решаются в индивидуальном порядке, поэтому остается только ждать снятия санкций с НРД и восстановления цепочек хранения активов с европейскими депозитариями. Отдельно стоит упомянуть инициативу наших законодателей о запрете покупки иностранных акции на ИИС. Если это коснется только ИИС типа А, который позволяет получить налоговый вычет от государства, то не вижу никаких проблем — будем покупать на ИИС только российские акции.
С моей точки зрения ИИС типа А в основном используется как приятный бонус. Реальную выгоду от долгосрочного инвестирования дает нам ИИС типа Б, позволяющий не платить налог с прироста капитала. Для тех инвесторов, которые пришли на рынок именно инвестировать, а не вернуть 13% оплаченных государству, это самая важная льгота.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнение профи», может не совпадать с мнением редакции
Материалы к статье