Инвестиции
Реклама, Банк ВТБ (ПАО), 0+
·
Мнение профи
0

Спасительная гавань: могут ли защитить акции продуктовых ретейлеров

Как внешнеторговые ограничения отразились на бизнесе продуктовых ретейлеров и что будет с рынком — в колонке руководителя управления аналитики и премиального обслуживания сервиса «Газпромбанк Инвестиции» Андрея Ванина
Спасительная гавань: могут ли защитить акции продуктовых ретейлеров
Открытие сетевого магазина «Чижик» X5 Retail Group в Москве, 29 октября 2020 года
(Фото: Александр Щербак / ТАСС )

Материал носит исключительно ознакомительный характер и не содержит индивидуальных инвестиционных рекомендаций.

После февральских событий и ухода ряда брендов розничный продуктовый ретейл также перестраивает логистику и работу с ассортиментом. По данным аналитического агентства Calltouch, в конце августа около 15% россиян отметили значительное уменьшение ассортимента в супермаркетах. Однако продуктовые ретейлеры чувствуют себя намного лучше остальных и готовы активно развиваться — по данным агентства Nikoliers, они остаются главными арендаторами складских комплексов, сменив онлайн-маркетплейсы, которые увеличивали свои мощности в пандемию.

Акции X5 Group выросли на фоне роста выручки на 19%
X5 Retail Group,
Акции X5 Group выросли на фоне роста выручки на 19%

Что говорят котировки

Акции ретейлеров традиционно считаются защитными активами, устойчивыми к росту инфляции, которая формально является фактором роста их доходов. Так происходит и сегодня — например, «Магнит» активно наращивает выручку, и за ним следует X5 Group. Несмотря на то что и их акции не удержались в феврале, наблюдается курс на восстановление. Драйвером стали позитивные отчеты компаний.

Так, чистая прибыль «Магнита» за второй квартал 2022 года увеличилась на 75% — на ₽21,1 млрд. Компания не только эффективно управляет операционными расходами, но и получает прибыль от курсовой разницы. Сопоставимые продажи также выросли на 12,6% — это может говорить и о том, что население старается запасать больше продуктов.

X5 Group отчиталась за третий квартал, и ее показатели тоже растут: совокупная выручка поднялась на 19,5%, а сопоставимые продажи (то есть без учета новых магазинов) — на 12,4%. Совокупное количество магазинов увеличилось на 23,1% при снижении торговой площади на 23% — из-за закрытия гипермаркетов. Выручка нового сегмента дискаунтеров «Чижик» выросла в 13 раз, а его доля в совокупной выручке увечилась в два раза и теперь составляет 2%. Показатели «Ленты» за сопоставимый период несколько хуже — формат гипермаркетов продолжает стагнировать, и если раньше компания обгоняла конкурентов по маржинальности, то теперь первенство перешло к X5 Group.

Несмотря на это, судя по динамике акций, рынок уверен в отечественном ретейле: спрос в этом сегменте не снижается, а ориентация на внутреннего потребителя делает его бизнес устойчивым и востребованным вне зависимости от внешнеэкономических обстоятельств.

<p>Динамика акций &laquo;Магнита&raquo;, X5 Group и &laquo;Ленты&raquo; за последние пять лет. После эмоциональных просадок на фоне новостей котировки всегда восстанавливаются</p>

Динамика акций «Магнита», X5 Group и «Ленты» за последние пять лет. После эмоциональных просадок на фоне новостей котировки всегда восстанавливаются

(Фото: TradingView)

Кто из участников рынка изменит стратегию

Однако предпочтения покупателей меняются: согласно данным «Азбуки вкуса», спрос на премиум-сегмент в этом секторе начал стремительно падать на фоне массового отъезда целевой аудитории из России, а также снижения иностранного туристического потока. Представители «Азбуки вкуса» отмечают, что такое снижение не критично для их бизнеса и они не рассматривают изменение стратегии. Чего не скажешь о других участниках рынка.

«Магнит» вышел на рынок дискаунтеров, став лидером по числу открытых точек: на данный момент у него в два раза больше магазинов «Моя цена» по итогам второго квартала, чем у ближайшего конкурента — сети «Чижик» в структуре X5 Group. Последняя, в свою очередь, фактически меняет гипермаркеты «Карусель» на дискаунтеры «Чижик». Доказывают популярность формата и цифры: в первом полугодии средний чек новой сети оказался выше, чем у «Пятерочки» и «Перекрестка». У компании запланировано открытие более чем 400 дискаунтеров до конца этого года. В долгосрочной перспективе дискаунтеры X5 Group и «Магнита» могут занять сопоставимую долю рынка.

Что касается «Ленты», из-за существенного роста издержек компания теряет свою привлекательность в секторе продуктового ретейла. Об этом говорит последний отчет компании: чистая прибыль в третьем квартале снизилась на 69%, а за девять месяцев — на 51%. Расходы в третьем квартале выросли на 10%, а за девять месяцев — на 32%. Частично причина в том, что компания приобрела сети магазинов BILLA, «Семья» и сервис по доставке продуктов на дом «Утконос», но проблема и в формате, который постепенно теряет популярность — на первый план выходят дискаунтеры и магазины формата «у дома».

Распределительный центр магазинов &laquo;Магнит&raquo; в Краснодаре
Распределительный центр магазинов «Магнит» в Краснодаре
(Фото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС )

Вытеснят ли дискаунтеры традиционный ретейл

Изначально «Пятерочка» и «Магнит» и были дискаунтерами, но с ростом благосостояния граждан они менялись: наращивали ассортимент и меняли дизайн. Однако во время пандемии коронавируса доходы населения начали падать, а магазины с низкими ценами — популяризироваться.

Вероятно, на фоне текущих экономических условий в ближайшие три года дискаунтеры могут занять до 35% рынка. Однако вряд ли традиционные супермаркеты и магазины у дома будут конкурировать в ближайшие годы, поскольку сейчас они сфокусированы на общей цели — познакомить потребителя с новым для него форматом и повысить узнаваемость новых брендов.

Что касается планов «Магнита» и X5 Group, компании заявляют, что продолжат развивать как дискаунтеры, так и флагманские сети параллельно — количество магазинов «Пятерочка» и «Перекресток» по-прежнему будет расти. В связи со снижением благосостояния населения, а также ростом инфляции можно предположить, что ценные бумаги этих компаний останутся спасительной гаванью для российских инвесторов.

Сложнее ситуация состоит с «Лентой». Гипермаркеты — пока все еще основной формат для «Ленты». Компания отстает в развитии от конкурентов из-за позднего переключения на формат «у дома» и отсутствия стремительно развивающегося направления дискаунтеров. Вероятно, в ближайшее время «Лента» будет работать над адаптацией к изменившимся рыночным условиям.

Поделиться

Материалы к статье

Андрей Ванин
руководитель управления аналитики и премиального обслуживания сервиса «Газпромбанк Инвестиции»
специально для «РБК Инвестиций»