Эксперт рассказала, как управлять дебиторской задолженностью
Дебиторская задолженность — как правило, это деньги, которые бизнесу должны клиенты за оказанные услуги или поставленные товары.
Но есть и расширенное понимание этого термина из финансового учета — дебиторкой называют вообще все неисполненные обязательства от контрагентов. Задолженность появляется из-за отсрочки платежа или невыплаты клиентами своих обязательств в оговоренный срок.
Дебиторская задолженность — один из ключевых показателей финансового здоровья компании. Если она растет, это может свидетельствовать о проблемах с платежеспособностью клиентов или о недостаточной эффективности управления кредитными отношениями. Игнорирование этой метрики может привести к проблемам с ликвидностью или появлению кассового разрыва — то есть ситуации, когда бизнес вроде бы зарабатывает, но денег на исполнение собственных обязательств вовремя нет.
Есть несколько классификаций дебиторки.
Делят в зависимости от того, кто должен:
Конкретных требований закона для такого деления нет, но устоявшейся можно назвать практику деления на два вида:
Дебиторская задолженность на языке бухгалтеров и финансистов — это оборотный актив, ее нужно учитывать в балансе бизнеса и вовремя проводить ее учет, добиваться снижения задолженности. Вот что можно сделать.
В идеальном мире управление дебиторской задолженностью начинается еще на этапе заключения сделки — бизнес должен проверить контрагентов и оценить, насколько высока вероятность, что они не исполнят обязательства. В реальном мире ситуация может измениться быстро — еще недавно компания была надежным партнером, а сегодня к ней подали несколько исков и бизнес банкротят.
Отслеживать среднюю скорость погашения дебиторской задолженности можно с помощью так называемого коэффициента оборачиваемости. Проще говоря, это формула, с помощью которой можно посчитать, сколько раз за конкретный период бизнес получает оплату от контрагентов в размере среднего остатка дебиторки. Термин «оборачиваемость», скорее, финансовый, его используют для отслеживания эффективности работы с исполнением обязательств от контрагентов.
Коэффициент оборачиваемости = (Общая выручка) / (Средняя дебиторская задолженность)
Универсальные нормативы для оборачиваемости в законодательстве и учебниках экономики не прописаны — везде важно следить за особенностями бизнес-процессов. Например, для B2B-компании, которая работает с долгим циклом выплат и дает отсрочку на год и более, нормальным будет низкий коэффициент оборачиваемости, потому что общая цифра дебиторской задолженности всегда будет высокой и это означает высокую эффективность предприятия. А если бизнес работает обычно по предоплате и изредка предлагает отсрочку платежа, рост дебиторки будет означать проблемы с финансовым здоровьем.
Взысканием называют процесс истребования долга, когда оговоренный срок исполнения обязательств истек. Или, если проще, это попытка получить дебиторскую задолженность, которую не выплатили вовремя.
Как правило, сначала бизнес пытается решить проблему мирным путем — то есть направляет досудебную претензию или информационное письмо, в котором указывает сумму задолженности. Возможно, дополняют письмо доказательствами — например, пишут, что факт просрочки и задолженности подтверждается актом сверки от такого-то числа.
Можно провести с должником переговоры, заключить дополнительные соглашения — например, о реструктуризации задолженности, изменении сроков ее возврата, размера предусмотренных основным договором штрафных санкций. Досудебный порядок взыскания задолженности может быть эффективным инструментом возврата средств, если должник не оспаривает наличие долга и действительно намерен его погасить, говорит адвокат Ольга Исянаманова
Обычно ждут 30 дней. Если не получилось договориться о новых сроках исполнения обязательства, бизнес обращается в суд с исковым заявлением. В случае если должник юридическое лицо — то в Арбитражный суд, если физическое — в суды общей юрисдикции.
Судебное взыскание дебиторской задолженности может быть реализовано двумя способами, поясняет Ольга Исянаманова:
Сроки исковой давности по делам о взыскании дебиторской задолженности составляют три года с момента образования долга.
Другой вариант — продать долг коллекторам. Как правило, покупают долги с большой скидкой, возможно, за 20–30% от задолженности. Это может быть разумным вариантом, если у контрагента нет какого-то имущества и он находится в состоянии банкротства, то есть деньги с него не выйдет взыскать даже в случае выигранного суда.
Если говорить о балансе бизнеса, то дебиторскую задолженность, которую компания признает нереальной для взыскания, можно списать. Под списанием понимают юридически значимый процесс — бухгалтерии нужно провести инвентаризацию предприятия, составить акты и справку, в которой указывают данные должника, сумму задолженности.
Важно подготовить письменное обоснование, что конкретный долг взыскать нереально. Это можно сделать с помощью:
Последний шаг — выпустить приказ руководителя бизнеса о списании в свободной форме, достаточно указать дату списания и основания.
Списание долга не является аннулированием задолженности — ее нужно отражать в бухгалтерском балансе еще пять лет, так как у должника могут появиться деньги.
Есть финансовый показатель, буквально противоположный дебиторке — кредиторская задолженность. Так называют обязательства, которые вы должны исполнить (например, оплатить кредит банку или перечислить деньги за уже поставленный товар поставщику). Дебиторку и кредиторку обычно считают минимум раз в год, а если компания предпочитает постоянно следить за финансовым состоянием бизнеса, то раз в квартал. Изучают не просто показатели, а их динамику — как быстро они растут.
Прямой взаимосвязи дебиторки и кредиторки, как правило, нет. В зависимости от финансовой модели компания может успешно работать с огромной кредиторской задолженностью и минимальной дебиторской или быть экономически неуспешной с разницей между этими показателями в 5–10%. Но в целом стоит стремиться к сокращению обоих показателей — чем ниже цифры, тем проще компании будет исполнять свои обязательства.
Материалы к статье