Инвестиции
Отключить рекламу
Темная тема
РБК Comfort
Рубрики
Другие проекты

Последние новости

ЕЦБ понизил ставку четвертый раз подряд
·
Новости
USD 103,27
+3,24%
12 дек. 2024 г.
12 дек. 2024 г.
12 дек. 2024 г.
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает
Pro
Дружелюбие снижает доход на 2–6%. Вот что его повышает
·
РБК Банки
0

ФАС и ЦБ начали подготовку к изменению правил рекламы банковских вкладов

ФАС и ЦБ начали подготовку к изменению правил рекламы банковских вкладов

Федеральная антимонопольная служба и Банк России планируют ужесточить требования и увеличить штрафы за недостоверную или неполную информацию в рекламе финансовых услуг
ФАС и ЦБ начали подготовку к изменению правил рекламы банковских вкладов
(Фото: Олег Яковлев / РБК)

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Банк России ведут работу по разработке новых требований к рекламе банковских вкладов, об этом сообщила «Известиям» заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы Карина Таукенова. «РБК Инвестиции» ознакомились с видеоинтервью представителя ФАС.

«Банки в рекламе финансовых услуг стабильно занимают первое место среди всех нарушений в части рекламы, и это связано с такой достаточно агрессивной маркетинговой политикой», — заявила Карина Таукенова. За первое полугодие 2024 года на них пришлось 15% — это второе место по количеству нарушений закона о рекламе, добавила она.

По словам представителя ведомства, кредитные организации не указывают все существенные условия своих продуктов, обращая внимание потребителей только на привлекательные параметры. С момента вступления в силу с 23 октября 2023 года требования указывать при рекламе кредитов полную стоимость (ПСК), вместо рекламы кредитов финансовые организации теперь очень активно рекламируют вклады, ставки, карты с кешбэком.

«Если мы зафиксируем большое количество жалоб потребителей и нарушений, не исключаю, что мы начнем работать над изменением законодательства в этой части», — добавила она.

Представитель ФАС отметила, что ведомство уже работает над аналогом ПСК для рекламы вкладов совместно со Службой по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг ЦБ РФ.

Полная стоимость кредита (ПСК) — это все затраты на обслуживание кредита. Она включает в себя проценты за пользование кредитом, а также различные комиссии и другие расходы. Например, комиссии за выпуск и обслуживание пластиковой карты, платежи в пользу третьих лиц (страховщиков, застройщиков, нотариусов).

С 23 октября 2023 года начал действовать закон, который запретил банкам и микрофинансовым организациям указывать в рекламе только привлекательный процент по кредитам. Аналогичные требования к информации о полной стоимости кредита на сайтах самих банков вступили в силу с 21 января 2024 года.

Кредитные организации обязаны во всех своих предложениях писать как минимальную, так и максимальную ставку по кредиту. Согласно закону, информация о полной стоимости займа должна быть написана тем же шрифтом, что и привлекательные проценты, чтобы потребитель смог сразу увидеть, какие дополнительные товары или услуги ему придется приобрести для получения выгодной ставки.

Как банки выполнили требование об указании полной стоимости кредита
Банки и финансы,
Как банки выполнили требование об указании полной стоимости кредита

Одновременно с этим представитель ФАС заявила о необходимости резко увеличить штрафы за нарушение норм закона при размещении банковской рекламы. По ее словам, действующие штрафы для компаний за нарушение закона о рекламе недостаточно высоки — ₽100–500 тыс., за нарушение в рекламе кредитов — до ₽1,6 млн. «Этого, безусловно, недостаточно, потому что выгода от продвижения банковских продуктов и привлечения новых клиентов перекрывает такие расходы», — сказала представитель ведомства. Таукенова считает, что речь должна идти о миллионах рублей и «штрафная вилка по таким нарушениям могла бы составлять ₽3–5 млн».

Также представитель ФАС рассказала, что сейчас в фокусе внимания проблема «раздолжнителей» — реклама услуг, связанная с банкротством граждан, например снижения размера задолженности или избавления от долгов. «Сейчас нам поступает большое количество жалоб на такую рекламу, часто в ней умалчивается существенная информация о негативных последствиях процедуры», — пояснила Таукенова. По данным ФАС, за 2023–2024 годы пресечено 87 фактов продвижения «раздолжнителей».

В апреле в Госдуму внесен законопроект о регулировании рекламы услуг, связанных с банкротством граждан, а также услуг, предполагающих снижение размера задолженности или обязательных платежей, прекращение денежных обязательств или обязательных платежей. В случае принятия документ вступит в силу с 1 марта 2025 года.

Поделиться

Материалы к статье

Дарья Курносенкова
Дарья Курносенкова

Виджеты

Мой портфель

Вы недавно смотрели

Котировки

IFX-Cbonds
00:00
928,97
-0,02%